Запуск «Бурана». История полковника Василия Головачева

Свой единственный полёт 30 лет назад – 15 ноября 1988 года — совершил многоразовый космический корабль – ракетоплан «Буран». Система «Энергия (ракета-носитель) – Буран» стартовала с площадки 110 космодрома Байконур и через 205 минут корабль приземлился на аэродроме, специально построенном в окрестностях космодрома. Полёт проходил в автоматическом режиме и остался единственным.

Василий Головачёв

Это событие, ставшее по-своему рубежным в космонавтике, непосредственным образом касается и оренбуржцев. Ведь среди множества специалистов, связанных с подготовкой и пуском корабля, был и уроженец посёлка Володарского Первомайского района – полковник Советской Армии Василий Головачёв. Подробнее о его жизни рассказал  брат Анатолий Головачев, который до сих пор живет в поселке.

Василий Львович родился в 1935 году. Учился в местной начальной, а затем Соболевской средней школах. Специальность ракетчика получил, закончив Киевское военное училище. С 1976 по 1981 год командовал 4-й отдельной инженерно-испытательной частью на космодроме Байконур (войсковая часть 25921, площадка 95). Подразделение занималось испытаниями и пусками различных космических аппаратов, а также подготовкой ракет-носителей «Протон» на технической позиции и стартовом комплексе.

Личный состав части совершил десятки космических пусков, активно участвовал  в международных космических программах. Командир части пользовался заслуженным авторитетом и уважением у подчинённых, о чём его сослуживцы вспоминают до сих пор.

С 1981 года полковник Головачёв занимался проблемами, связанными с подготовкой системы «Энергия – Буран» (войсковая часть 96630). Оренбуржец награждён многими государственными наградами, среди которых довольно редкий орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» второй степени.

Василий Головачёв умер в 1997 году в городе Киеве, где жил после ухода в отставку.

История «Бурана»

Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полёт во времена перестройки и был сильно повреждён при обвале крыши ангара на Байконуре в начале нового тысячелетия.

«Буран» — крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы», которая была ответом советской космонавтики на известия в 1972 году о том, что США приступило к осуществлению программы «Спейс-Шаттл».

фото: secrets-world.com

Первые проекты «Бурана», появившиеся в 1975 году, были практически идентичны американским шаттлам не только по внешнему виду, но также по конструктивному расположению основных узлов и блоков, включая маршевые двигатели. После многочисленных доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир после полёта в 1988 году.

Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран» осуществился с космодрома Байконур в 6.00 утра. Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли. Полёт длился 206 минут, в течение которых корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме. Это было чрезвычайно радостное событие для всех разработчиков, конструкторов, всех, кто как-либо участвовал в создании данного технического чуда. Печально, что именно этот корабль, совершивший «самостоятельный» триумфальный полёт, в 2002 году был погребён под обломками обрушившейся крыши ангара.

В 90-е годы государственное финансирование на космические разработки стало резко сокращаться, и в 1991 году МКС «Энергия-Буран» перевели из оборонной программы в космическую программу для решения народно-хозяйственных задач, после чего в следующем 1992 году Российское космическое агентство решило прекратить работы над проектом многоразовой системы «Энергия-Буран», и созданный задел подвергся консервации.

Всего существовало пять экземпляров крылатого корабля «Буран», в том числе недостроенные и начатые аппараты.  Самый первый «Буран» хранился на космодроме Байконур в монтажно-испытательном корпусе. На момент уничтожения при обрушении крыши в мае 2002 года был собственностью Казахстана.

Алексей Трофимов, «Причаганье», Первомайский район