Ювенальная юстиция: наказывать или воспитывать?

Слова «ювенальная юстиция» в последнее время вызывают у людей неоднозначную реакцию. Если обратиться к латыни, то «юстиция» – это справедливость, законность, а «ювентус» – юность. Получается, что ювенальная юстиция – это правосудие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Именно в таком аспекте и рассматривалось данное понятие на заседании межведомственной комиссии под председательством судьи Натальи Никитиной в Советском районном суде. 

В зале, где как раз и проходят судебные разбирательства с участием несовершеннолетних, собрались представители ведомств, учреждений и организаций социальной, общественной и правоохранительной направленности, что работают с детьми, попавшими в разряд неблагополучных, а также с семьями, где они воспитываются.

– Советский районный суд, – говорит Наталья Никитина, – один из трех в области, где применяют ювенальные технологии. С 2009 года мы занимались их внедрением, теперь применяем на практике. Ювенальный суд призван решать конкретную проблему несовершеннолетнего правонарушителя в конкретной жизненной ситуации. Здесь система правосудия берет на себя не только защитную и карательную функции, но и воспитательную, восстановительную.

– После того как несовершеннолетнего осудили, – продолжает Наталья Николаевна, – мы выносим специальное решение, частное определение оно называется, в котором разрабатываем программу реабилитации, и каждому органу, представители которых здесь присутствуют, поручаем провести ту или иную работу с несовершеннолетними. А прежде чем рассмотреть дело, мы изучаем условия жизни и воспитания подростка, выясняем причины совершения преступлений. По результатам рассмотрения дела приходим к выводу, что такого-то подростка нужно показать наркологу, семье другого оказать социальную помощь, а третьего желательно трудоустроить на летний период. И каждому представителю органов судебным решением мы даем поручение, потом они перед нами отчитываются. Чтобы наша совместная работа была продуктивной, приносила результаты, мы вот так собираемся и обсуждаем, где у нас пробелы, где мы что упустили. 

Собравшиеся сетовали на то, что не так-то просто устроить сегодня подростка, да еще с подпорченной репутацией, в какую-нибудь спортивную секцию. Тренеры нацелены на результат, хотят, чтобы их воспитанники добивались спортивных достижений. Говорили и о том, что хотя ювенальные технологии предусматривают доброжелательный подход к несовершеннолетним правонарушителям, но и тут должна четко действовать неотвратимость наказания, поскольку юные злоумышленники порой открыто бравируют тем, что за совершенные деяния им «все равно ничего не будет».

И все-таки совместные усилия дают свои положительные результаты. Так, если в 2007 году за совершение преступлений было осуждено 113 несовершеннолетних, прозвучало на совещании, то в 2011 году – 37, то есть уменьшение более чем в три раза. В том же 2007 году 9 подростков были осуждены за совершение особо тяжких преступлений, таких как убийства, изнасилования, разбои, а через два года таковых уже не было.

На совещании приводились примеры, когда у пьющих родителей на время лечения их от алкоголизма забирали в социально-реабилитационный центр «Росток» детей, а затем вновь возвращали в семью. Так что ювенальная юстиция, во всяком случае, так она ведется в Орске, не создает угрозы разрушения семьи, а, напротив, направлена на создание для детей комфортной и доброжелательной жизненной среды, в том числе и в родной семье.