«Яндекс. Автобусы» рассказали о запуске проекта в Оренбурге

Вот уже несколько недель по Оренбургской области колесят «Яндекс.Автобусы». Необычная, но достаточно удобная для жителей Оренбурга технология вызвала много вопросов — как у конкурентов по перевозкам, так и у контролирующих органов. Оренбургский оператор «Яндекс.Автобусов» рассказал о проекте, его перспективах и проблемах.

— Кто является региональным оператором проекта «Яндекс.Автобусы»?

— Организацией пассажирских перевозок занимается ООО «ТОР». Для этих целей компания изучает спрос на пассажирские перевозки, находит пассажиров и продает им
билеты. При наличии пассажиров предприятие фрахтует автобус у ООО «Оренбург-РеалСтрой» по договору. Компания по заказу выделяет автобус и осуществляет конкретную пассажирскую перевозку. Компания «Яндекс.Автобусы», в свою очередь, по партнерскому договору оказывает ООО «ТОР» маркетинговые услуги, а также производит продажу билетов, — рассказал Александр Семёнов, директор ООО «ТОР».

— Есть ли у перевозчика законные основания на пассажирские перевозки в таком формате?

— Для осуществления перевозок на нерегулярной основе, в нашем случае —  по заказам — необходимо лишь уведомление соответствующего органа о начале такой деятельности. Никакой лицензии для этого не требуется. Сами перевозки производятся под заказ, который «ТОР» направляет в «Оренбург-РеалСтрой». Федеральный закон устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Говоря юридическим языком: в законе закреплено, что лицензированию подлежит только деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Законом также установлено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом включает в себя регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а также регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

По факту при этом «ТОР» и сервис «Яндекс.Автобусы» не осуществляют деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом вообще. ООО «ТОР», как партнер
сервиса «Яндекс. Автобусы», лишь организует такую перевозку и это, согласно законодательству, лицензированию не подлежит.

— Выдавалось ли оператору «Яндекс.Автобусы» или транспортной компании ООО «Тор» свидетельство на право осуществления регулярных перевозок?

— В данном случае такого свидетельства и не требуется. «Оренбург-РеалСтрой» под заказы ООО «ТОР» хоть и осуществляет перевозки пассажиров в междугороднем
сообщении, однако они не являются регулярными, поскольку отсутствует установленный маршрут и промежуточные остановочные пункты. Сегодня автобус по
заказу может поехать в Кувандык, а завтра в Медногорск.

— Выдается ли пассажирам какой-либо документ, подтверждающий оплату проезда?

— Документом, подтверждающим оплату за перевозку, является кассовый чек, который выписывается кассиром-контролером. Если оплата производится онлайн через
«Яндекс.Автобусы», то пассажиру выписывается электронный кассовый чек. Водитель автобуса через соответствующий личный кабинет видит перечень пассажиров и
пропускает в автобус при наличии любого документа, удостоверяющего личность.

— Застрахованы ли пассажиры ?

— Ответственность ООО «Оренбург-РеалСтрой» как перевозчика застрахована в САО«ВСК» по Договору обязательного страхования гражданской ответственности за причинение
вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

К слову, билет на «Яндекс.Автобус»  можно купить только по паспорту. Оплатить же проезд можно как наличным, так и безналичным расчетом. Посмотреть вероятные маршруты можно через приложение или на сайте Яндекс.