«Я выбираю жизнь». Оренбуржцы вспоминают Афганистан
В феврале исполняется 30 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Советско-афганская война (декабрь 1979 г. – февраль 1989 г.) считается частью «холодной» войны. В западных СМИ её иногда называют «Советским Вьетнамом» или «Капканом Медведя», так как эта война стала одной из важнейших причин распада СССР.
Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана при поддержке Советского Союза и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США.
На сегодняшний момент известно, что потери СССР в войне составили: СА – 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек.
Точные данные о погибших в войне афганцев неизвестны. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 миллионов человек. От 850 тысяч до полутора миллионов человек стали беженцами и осели в Пакистане и Иране.
Я выбираю жизнь
Серикбаю Жамамтаевичу Шагартаеву 54 года. Уже 25 лет он работает водителем в Ясненской городской больнице, помогает фельдшерам и врачам спасать человеческие жизни
А в далеком 1983-м его собственная жизнь могла в одночасье оборваться среди суровых гор Афгана.
– Когда тебе 19 лет, о смерти не думаешь, – говорит Серикбай. – Война воспринимается как некое увлекательное приключение. Смотришь на происходящее через призму юношеского задора и романтики. Так было и со мной.
Серикбай родился в поселке Дубенский Беляевского района. В Ясный его родители переехали в 1978-ом. После 8 класса поступил в Адамовский техникум, учился по специальности «техник-механик». В 1983 году был призван в ряды Советской Армии. На тот момент боевые действия в Афганистане продолжались уже четвертый год.
– Полгода «учебки» в танковой роте, переброс в Туркмению, где сообщили: поедете в Афганистан, – рассказывает Серикбай. – Так я оказался в танковой части 71183. Там и прослужил все полтора года.
Танковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии дислоцировался в Шинданде. Танки «Т-62», одним из которых командовал сержант Шагартаев, привлекались для сопровождения колонн и охраны коммуникаций.
Самое трудное для танкового экипажа – климат Афганистана. Кондиционеров не было, а парочка маломощных вентиляторов и открытые люки не могли спасти положение. При температуре воздуха, близкой к 40 градусам выше нуля, отделения танка превращались в мартен.
Еще одна особенность – полное отсутствие свободы маневра. Даже там, где местность позволяла сойти с дороги, сделать это было практически невозможно, так как обочины плотно минировались противником. Двигались в колонне, вспоминает Серикбай Жамамтаевич, всегда след в след.
Нападали моджахеды или в ущельях, или в «зеленке» или среди глухих дувалов селений. Танк на боевом выходе мог в любой момент ожидать кумулятивную гранату в борт или взрыв фугаса под гусеницей. Надеяться в такой обстановке приходилось только на броневую защиту. И Серикбая советская броня не подвела ни разу. Лишь однажды, когда он, покинув машину, бросился помогать экипажу подбитого танка, его задела пуля противника, чиркнув по правому предплечью.
– Дружба в Афгане рождалась очень крепкая. Не было различия: молодой ты или из дедов. Когда уходили в рейд – неделями жили в танке. Все делили по-братски. Хорошо помню банки с орской тушенкой. Знатная была вещь! Я прямо гордился, что наш Орск Советскую Армию таким качественным продуктом снабжает. Экипаж танка многонациональный: я – из Оренбуржья, наводчик – из Татарии, механик – из Казахстана, заряжающий – из Сибири. Правда, наш экипаж разбросала по свету судьба. Но я до сих пор общаюсь с ребятами – командирами танков из нашей части. Один живет в Бузулуке, второй – в Уральске, третий – в Адамовском районе.
Чему учит война?
Серикбай – человек сугубо мирный. Он и сейчас, вспоминая армейские будни, больше говорит не о войне, а о жизни – природе, людях, быте.
– Тогда, в 83-м, я будто в другой мир попал. Другие земля, лица, одежда, язык. Кстати, по местному летоисчислению в Афганистане шел 14 век. Средневековье! Природа как в пустыне. Но там, где есть вода, как в оазисе, зелени много, словно в тропиках. Дехкане, арыки, виноградники, птицы поют… Просто «Тысяча и о одна ночь» какая-то.
– Серикбай, чему учит война?
– Миру. Учит любить жизнь.
Серикбай Жамамтаевич урок усвоил. У него крепкая семья. Супруга Шолпан трудится вместе с ним в городской больнице. Она главный бухгалтер в медучреждении. Сын Арман работает на шиферном заводе. Дочь Жанара вышла замуж за пограничника, и сейчас они несут службу на Алтае. Обожает дед двух (пока!) внуков – двухлетнего Амира и восьмилетнюю Жанель. У Серикбая свой дом, подсобное хозяйство. Любимая работа, наконец. Но главное – много родных и друзей рядом.
– Я доволен своей судьбой. Ни на какую другую не променял бы ее. Благодарен судьбе за все. За любовь. За детей и внуков. За жизнь.
Виктория Шустова, «Ясненский вестник».
Фото из семейного архива Шагартаевых.