Взлетно-посадочная полоса: готовность №1

Бугуруслан, 11 июня — РИА "Оренбуржье"

В солнечный июльский день редакционный автомобиль районной газеты "Бугурусланская правда" припарковался на старой самолётной рулёжке аэродрома "Бугуруслан-Северный" в Карповке. У прорабской, где разместился штаб стройки, нас приветливо встретила технолог Ольга Капустина и проводила к прорабу. Владимир Сытдиков изучал документацию. Оторвавшись на минутку от бумаг, Владимир Александрович порекомендовал обратиться к руководителю проекта реконструкции взлётно-посадочной полосы ВПП ЗАО "Системы вторичной радиолокации" Кериму Ашурбекову.

— Взлётно-посадочную полосу, — рассказал Керим по пути к месту работ, — предполагается достроить к 15 июня. Устройство  дренажа выполнено полностью — около 10 километров. 9 километров территории огорожено. Форсированными темпами укладывается на полосе бетон. За смену, которая длится 8 часов, забетонированная площадь увеличивается на 1500-1500 квадратных метров. Бетоноукладчик "ГАМАКА" используется на полную мощность. Мобильный бетонно-смесительный узел производительностью 60 кубических метров в час, который обслуживают 20 человек, едва справляется с нагрузкой. Только в этом сезоне бетонка приросла  67000 квадратных метров. Всего с устройством оснований под блоки для светотехнического оборудования и резервной силовой установки, с учётом других бетонных работ и прошлогодней укладки, ВПП увеличилась на 94000 квадратных метров.
Финиш близок. Как только закончим бетонные работы, начнём благоустраивать территорию вокруг полосы. Произведём планировку, восстановим чернозём (он уже приготовлен), посеем траву.

Параллельно с этим займёмся монтажом светотехнического оборудования. Пока оно хранится на складах. кабельные переходы уже готовы…
… Подъезжаем к ВПП. За бетоноукладчиком следует ещё одна сложная строительная машина-текстурировщик. Она на свежем бетоне делает мелкие углубления, своеобразные канавки, создавая шероховатую поверхность.
— Это для надёжной сцепки шасси самолёта при взлёте и посадке, — поясняет Керим. — Бетон коварен, особенно в снежную погоду, в дождь и гололёд…

У машин с десяток, а то и больше строителей: кто вручную укладывает на старое полотно бетонки специальную полиэтиленовую плёнку, кто с помощью специальных инструментов устраняет за машиной огрехи.
Прораб Минас Сиракапян пояснил:
— Ширина полосы — 45 метров, за один проход бетоноукладчик заливает 7,5 метра. В смену машина укладывает до 1800-2200 квадратных метров полотна толщиной 20 сантиметров. Чтобы оно равномерно набирало крепость, сверху покрывается тонким слоем специального реагента.
— Кроме того, — добавляет Керим, — фрезой полотно разрезается на равные части, а разрезы впоследствии заделываются амортизационными прокладками, которые во время эксплуатации ВПП будут обеспечивать пластичность и большую надёжность…
… Уезжали мы со стройки с ощущением того, что слова Керима Ашурбенова о близкой сдаче объекта заказчику наполнены реальным содержанием. И срок сдачи всего объекта в июле текущего года — реален.