Вячеслав Лабузов: Если родители не смогли выстроить общение с детьми, то здесь педагоги бессильны
В апреле череду печальных инцидентов в российских школах пополнили трагические события в Стерлитамаке. Очередное нападение школьника на сверстников послужило поводом для проверок и усиления контроля за работой образовательных учреждений. Как отразились на Оренбургской области события в соседнем Башкортостане, RIA56 рассказал министр образования региона Вячеслав Лабузов.
На фоне событий в школах сегодня огромное внимание направили на проблемы психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогическое сопровождение.
— Сказать, что в Оренбургской области такой проблемы нет, было бы неправильным. Она имеет место быть, и от нее не стоит открещиваться, — заметил Вячеслав Лабузов. – Тем более, сегодня абсолютное большинство детей являются активными пользователями интернета.
Однако министр образования отметил, что каждый родитель должен понимать, что в его обязанности входит не только накормить и одеть своего ребенка, но и привить ему основы нравственности, воспитать его.
— А у нас порой, к сожалению, об этом забывают, — посетовал Лабузов. — В свою очередь, со стороны школы мы сделали все и продолжаем работать, чтобы у нас в области подобных ситуаций не случалось.
Глава образовательного ведомства отметил, что особая ответственность в подобных условиях ложится на классных руководителей, которые ближе всех к детям и должны понимать и разбираться, с каким настроением ученики приходят в школу и что происходит у них в семье.
— Педагоги сегодня не должны ограничивать свои функции на организационных и образовательных. Учитель обязан работать с детьми, — заметил Вячеслав Лабузов.
Министр также отметил, что очень многое сегодня сделано для того, чтобы психологи были готовы к подобным чрезвычайным ситуациям. В этом году более 200 педагогов-психологов Оренбуржья прошли переподготовку. На курсах они рассматривали проблемы деструктивного, суицидального поведения, а также вопросы его предотвращения.
— Было очень трудно, но к чести наших психологов они это выдержали, — подчеркнул глава министерства.
При этом всего в школах региона сегодня работают 288 педагогов-психологов. Укомплектованность такими специалистами в регионе составляет примерно 50 процентов. Отдельного внимания заслуживают малокомплектные школы, в которых не имеется возможности открыть отдельную штатную единицу. Но даже там специалисты намерены провести специальные обучающие семинары, чтобы повысить квалификацию педагогов в области психологии.
В целом, по результатам психологического мониторинга, число учеников, «индекс агрессивности» которых превысил возрастную норму, составило примерно 7 процентов от состоящих на учете детей. С ними психологи проводят коррекционно-развивающие занятия и тренинги, направленные на преодоление тревожности и эмоционального напряжения, что особенно важно в преддверии государственной аттестации.
— Кроме того, говоря откровенно, после всех событий мы усилили входной контроль в школах, признался министр. — Нам не нужны неприятности. Родители должны быть уверены, что их ребенок вернется домой целым и невредимым.
При этом глава ведомства отметил, что, несмотря на то, что формально за воротами школы ответственность педагогов заканчивается, они идут дальше.
— Сегодня преподаватели стараются дружить со своими учениками в социальных сетях, — рассказал Лабузов. – И были случаи, когда учителя практически вытаскивали детей из так называемых «групп смерти». Я не жесткий противник интернета, там много полезных вещей. Но там также много того, о чем детям знать совершенно не нужно. Некоторые современные тренды просто-напросто подменяют традиционные ценности.
В заключение министр образования сделал акцент на роли родителей в формировании личности подростков и призвал их более внимательно относиться к своим детям.
— Если они не смогли выстроить общение со своими детьми, то и педагоги, к сожалению, могут быть бессильны. Родители должны стараться стать авторитетными для своих детей, — заключил министр.