Уполномоченному виднее. В Оренбуржье проверили интернаты и дома престарелых

 

Девять человек в комнате без шкафов и тумбочек, протекающая крыша, общие туалеты, отсутствие горячей воды, дырявые ботинки и одна зубная щетка на двоих. В таких условиях живут несколько сот оренбуржцев в областных соцучреждениях. Факты обнародованы в докладе Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области Анатолия Чадова.

Правам пенсионеров и инвалидов посвящена пятая часть документа, который  омбудсмен представил в Законодательном Собрании Оренбургской области. Анатолий Чадов и его помощники в 2017 году побывали в нескольких интернатных учреждениях. Общественники проверили вопросы соблюдения санитарно-гигиенических норм проживания граждан, организации лечебно-реабилитационного процесса, обеспечения медицинскими препаратами и медицинским оборудованием, расходования личных денежных средств недееспособных.

– Итоги повторных проверок показали, что за последние годы проведена комплексная работа по улучшению условий для проживающих, соблюдению прав людей преклонного возраста, в том числе и с неизлечимыми болезнями. Помещения учреждений в основном оборудованы всем необходимым для проведения реабилитационных и досуговых мероприятий. Находящиеся на стационарном обслуживании оренбуржцы получают квалифицированный уход, медицинское обслуживание, одеты и обуты, накормлены, — говорится в докладе.

Уполномоченный отмечает, что, благодаря постоянному наблюдению со стороны медицинских работников, полноценному питанию, реабилитации и досуга, а главное – вниманию и заботе, физическое и психологическое состояние опекаемых находится на достойном уровне.

– Вместе с тем, наряду с положительными моментами в посещаемых учреждениях остаются нерешенные вопросы, – считает Анатолий Чадов.

«Бережеливая» бухгалтерия

В июне уполномоченный побывал в Мустаевском психоневрологическом интернате (Илекский район). На тот момент там проживало 306 человек. В каждой комнате находилось до семи человек. Многие помещения нуждались в ремонте. Правозащитник отметил, что в комнатах мало мебели: на семь человек всего одна прикроватная тумбочка.

– В отделении милосердия туалетные комнаты без условий приватности – напольные унитазы установлены близко друг к другу, между ними отсутствовали перегородки. На приобретение моющих и дезинфицирующих средств, средств личной гигиены израсходовано всего пять процентов от годовых назначений, – говорится в отчете.

 

Весьма «бережливо» в Мустаевском психоневрологическом интернате относились и к другим статьям расходов. Так, если в 2016 году из личных денежных средств социальных иждивенцев, проживающих в интернате, израсходовано более 14 миллионов рублей, то за первые полгода 2017 года только 2,6 миллиона рублей.

– На лицевых счетах находилось более 80 миллионов рублей, которые можно и нужно использовать на улучшение качества жизни, удовлетворения физиологических и эстетических потребностей проживающих, – отметил уполномоченный.

Все замечания сразу после поездки передали министру социального развития Оренбургской области. Ответ не заставил долго ждать. На 2017 год учреждению выдали субсидии на ремонт помещений и ремонт системы отопления. В случае образования экономии будет рассматриваться вопрос о возможности приобретения необходимого оборудования.

– Нельзя согласиться, что «рациональный и исключительно дифференцированный подход учреждения к расходованию указанных средств» не нарушает права проживающих недееспособных граждан на реализацию своих потребностей, – заявил Чадов. – Нечасто можно было увидеть на людях красивую одежду и обувь, новое постельное белье, удобные матрасы и подушки, покрывала, коврики перед кроватями, цветы и картины на стенах комнат для проживания, разнообразие продуктов питания в холодильниках. Только в случае индивидуального подхода, а особенно к больным людям, можно говорить о проявлении милосердия и заботы, создании комфортных условий в государственных органах социальной защиты.

Залило 4 этажа

Следующий визит уполномоченного – в реабилитационный центр для инвалидов Медногорска. Там проверяющим сразу бросились в глаза следы протечки крыши. Пятна на стенах были в жилых комнатах и подсобных помещениях с четвертого по первый этаж. Требовалась замена сантехники, старых деревянных оконных блоков, дверных проемов и дверей.

– Обратила на себя внимание неухоженная прилегающая к корпусу территория, на которой кроме сорной травы не было ни беседок, ни лавочек, – говорится в докладе Уполномоченного. – Потребность в средствах для проведения капитального и текущего ремонта превышала четыре миллиона рублей, но на 2017 год на эти цели финансирование запланировано не было.

Капитальный ремонт кровли жилого корпуса, замена оконных блоков, проведение косметического ремонта в жилых комнатах, смена кафеля на стенах и полу в санузлах, замена сантехники и другое планируется только в 2018 году. Таков был ответ профильного министерства на запрос Чадова.

Одна зубная щетка на двоих

Следующим объектом контроля стал Соль-Илецкий психоневрологический интернат. Там Уполномоченный также обнаружил недостатки, ущемляющие права проживающих в нем оренбуржцев. В комнатах без шкафов и тумбочек для личных вещей ютились до девяти человек. Спать подопечным интерната приходилось на рассыпающихся матрацах. О создании условий, приближенных к домашним, речи даже не шло.

– Неизвестно, где хранились очки и зубные протезы, – обращает внимание Анатолий Чадов. – Помещения нуждались в ремонте, в туалетных комнатах не созданы условия приватности. Моющие и дезинфицирующие средства хранились в открытом шкафу, зубные щетки имелись лишь у половины из проживающих. В отделениях отсутствовали холодильники для хранения продуктов.

Сложнее всего в интернате приходится инвалидам-колясочникам. Из-за узких дверных проемов они не могли попасть в ванну, а из-за отсутствия лифта – спустится со второго этажа самостоятельно выехать на прогулку во двор интерната. Были в учреждении и своеобразные комнаты наказания – без окон и на замке. Это нарушает закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», уточняет уполномоченный.

– Проживающие жаловались, что на их личные средства социальные работники, игнорируя индивидуальные пожелания людей, один раз в месяц покупают скудный стандартный набор продуктов: бутылка воды, коробка сока, рулет бисквитный, печенье, ирис. Пожелания разнообразить питание и досуг остаются неуслышанными. В отношении недееспособных граждан также не учитывается их мнение при распоряжении личными средствами, что является нарушением Гражданского кодекса РФ, – сказано в докладе.

Министерство социального развития в свою очередь сообщило, что на текущий год интернату выделены средства на капитальный ремонт, приобретение оборудования и предметов пользования (шкафы для одежды), а мероприятия по замене матрацев, приобретению постельного и нательного белья, холодильников – проводятся поэтапно.

Реабилитация без врачей

В отчете по каждому социальному учреждению уполномоченный говорит о дефиците врачей и медсестер, а также о серьезном сокращении финансирования лекарственного обеспечения инвалидов и пенсионеров. Зафиксированы случаи, когда для постояльцев вызывают «скорую»: в интернатах нет медикаментов и специалистов, чтобы оказать необходимую помощь.

В октябре проверяющие посетили Бузулукский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Это учреждение предназначено для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов I и II группы, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Тогда в доме-интернате проживало 276 человек.

Помимо несоблюдения санитарных норм размещения проживающих, неисправной сантехники, нарушения правил хранения моющих и дезинфицирующих средств и некоторых других нарушений, гости обратили внимание на уличную обувь проживающих. Она была низкого качества (резиновая и из кожзаменителя) и требовала ремонта или замены.

– В учреждении ни один врач не работает на постоянной основе, все врачи являются совместителями, из 4,5 врачебных ставок фактически занято только 1,25 ставки, что составляет 27,8 процента. Укомплектованность средним медперсоналом – 66,7 процента, – говорится в докладе Уполномоченного.

Похожая ситуация в реабилитационном центре для инвалидов «Жемчужина бора», который находится в поселке Партизанский Бузулукского района. Центр рассчитан на 50 мест, но там нет ни одного врача на постоянной основе, все врачи – совместители (из 5,5 врачебных ставок фактически занято только две ставки, что составляет 36,3 процента). Вакантными остаются ставки: заведующего отделением диагностики и разработки программ медико-социальной реабилитации, заведующего отделением медико-социальной реабилитации, заведующего кабинетом медицинской помощи, врача-психотерапевта, врача-травматолога-ортопеда.

В заключительной части своего доклада омбудсмен озвучил рекомендации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Оренбургской области.

– Вопросы обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения необходимо отнести к приоритетным, требующим системного подхода и пристального внимания. Проводить эту работу нужно в тесном взаимодействии с гражданским сообществом, – считает Анатолий Чадов.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

От виртуальных прав к реальным предложениям: оренбуржцы пожаловались уполномоченным более 3300 раз