Спецпроект RIA56: «Живой разговор» с Сергеем Плужниковым

Очередным гостем спецпроекта RIA56 «Живой разговор» стал региональный директор операционного офиса «Оренбургский» банка ПСБ Сергей Плужников. Один из крупнейших банков страны в данный момент активно работает на территории нашей области причем как с представителями крупного бизнеса, так и с малыми и средними предпринимателями.

— Сергей Викторович, расскажите, что такое банк ПСБ и в чем его отличие от других финансовых институтов, присутствующих в нашем регионе.

-Мы работаем 23 года, из них 15 лет на Оренбургской земле. Ранее назывались Промсвязьбанком. В настоящий момент позиционируем новый логотип ПСБ. Два года назад получили серьезную задачу — стать банком для обслуживания гособоронзаказа. С одной стороны — это большой рынок, а с другой – огромная ответственность. Потому что те средства, которые выделяются для создания оборонного щита, должны находиться в надежных руках. Важна максимальная эффективность от их использования.  Поэтому банк ПСБ был определен как опорный для обслуживания гособоронзаказа и крупных госконтрактов.

— Какова доля банка в гособоронзаказе?

— В этой системе начали работать с 2018 года. Наша задача постепенно прорабатывать систему кооперации, которая есть в нашей стране. Она достаточно масштабная по количеству участников и по географии. Необходимо было обеспечить банковский сервис не только основным кооператорам, но в том числе и тем, кто находится в различных регионах.

— Вы сейчас только с гособоронзаказом будете работать?

— Промсвязьбанк давно сложился как универсальный и функционирующий финансово-кредитный орган. До гособоронзаказа мы делали ставку на предприятия малого и среднего предпринимательства. Здесь достаточно неплохо представлены. Хорошо работаем по всей линейке банковских продуктов, которые есть. Входим во все программы Минэконоразвития с точки зрения поддержки и предоставления льготных программ кредитования для малого и среднего предпринимательства. Вы возможно слышали о программе с 8,5 -8 % ставкой. Это наш хлеб. Продолжаем развиваться в этом направлении в обязательном порядке. Мы полноценный  банк, который имеет хорошее плечо в виде работы с гособоронзаказом. Но в то же время не зацикливаемся на этом, а развиваемся и в гражданском сегменте.

— ПСБ одним из первых начал серьезно наблюдать за настроением среди бизнеса. Расскажите об этом подробнее.

— Это началось около пяти лет назад, когда возникла идея независимого мониторинга состояния делового климата в сегменте малого предпринимательства. Различные индексы, рейтинговые агентства не давали полноты картины того как себя чувствует другой сегмент – небольшие предприятия, сфера услуг. Не было понятно, каковы их ожидания. А как раз именно дают фокулизацию для нас, как для поддерживающих структур. Таким образом, мы можем давать правильный продукт рынку.

Правительством была поставлена задача в части формирования как национального проекта, развития малого и среднего предпринимательства. Банк эту идею реализовал в конкретный индекс. Вначале он был сформирован вместе с опорой России. Индекс называется RSBI. Он отслеживается по пяти критериям, которые иногда меняются. Основные критерии – это оценка конкуренции, оценка по финансовому обеспечению, то есть по кредитованию, кадровая политика. Схема такая: ряд ключевых вопросов в опросном листе направляется предпринимателям в различные территории. Сейчас это порядка 24-25 регионов. Исходя из их ответов, формируется общая картина того, что предприниматели ждут от банка.

Последний опрос был проведен в третьем квартале. Он охватил порядка 2500 предпринимателей. Их ответы не глобальные, они не требуют каких-то аналитических знаний, статистики. Но, в то же время, позволяют в целом по этой выборке сделать определенные выводы. По итогам третьего квартала, предпринимательская активность не выросла, то есть ожидания от улучшения экономической ситуации для развития бизнеса у предпринимателей немного снизились по сравнению со вторым кварталом 2019 года.

В этом исследовании можно обратить внимание на то, что ожидания и возможности предпринимателей выросли в части финансовой поддержки. Это все потому, что заработали программы. В частности, в программе с 8,5 % ставкой были расширены отраслевые возможности.  У ряда предприятий, не попавших в отраслевую специфику, сейчас есть возможность участвовать в данной программе. Это те, кто занимается строительством, ресторанным бизнесом. Появился новый виток. Доступ к более льготным ресурсам у предприятий расширился.

Индекс показывает, в какой степени достаточно данной меры. По его результатам ясно, что сейчас в части финансового обеспечения предпринимателей каких-то дополнительных действий предпринимать не стоит. Возможно, есть проблема в том, что пока у предпринимателей есть кризис идей — они не знают в каком направлении двигаться. Может быть это связано с тем, что у нас только запустились национальные проекты. Учитывая, что задержки были со стартом, подвижки пошли только во втором квартале. Думаю, что за четвертый квартал с учетом того, что большинство проектов успешно завершены, у многих появится более перспективное направление, в котором они смогут себя проявить.

— Сергей Викторович, с точки зрения банка насколько перспективен малый и средний бизнес? Они выгодны вам как клиенты? И что вы можете предложить этой категории?

—   Наша задача постараться кооперации малого и среднего бизнеса давать необходимые банковские продукты. В том числе и те, которые не связаны с этой отраслевой спецификой. Последнее из того, что мы протестировали и уже запустили — это цифровизация. К ней очень серьезно относимся. Она прежде всего должна помочь малому и среднему предпринимательству, у которого нет ресурса самостоятельно оптимизировать какие-то внутренние процессы. К примеру, сейчас набирает промышленные обороты кредит онлайн. Предприниматель, являющийся или не являющийся клиентом банка, на нашем сайте может оставить заявку со своими данными и в течение небольшого промежутка времени ему могут одобрить кредит. Большой плюс в том, что заявителю не надо обращаться в банк, подавать документы. Решение банка приходит с помощью системы оповещения. Каждый клиент банка ПСБ имеет возможность получить кредит до трех миллионов рублей.

Считаю, что в 2019 году был бум в части электронной банковской гарантии. Последнее, что сейчас внедряется — скоро в ряде автосалонов начнут работать электронные инкассаторы. Они там уже установлены, в настоящий момент идет отладка. Принцип работы этого оборудования в том, что оно позволит круглосуточно проводить инкассацию. При этом денежные средства, которые туда попадают, автоматически зачисляются на расчетный счет компании. Есть определенная экономия, потому как пробег денег сокращается, исключается работа кассиров. Это колоссальная оптимизация.

Мы снижаем дополнительные издержки. Такие примеры есть. Сейчас идет работа по использованию новой формы терминалов. Это программа, которая позволяет оплачивать в магазинах товар с помощью прикладывания телефона к другому устройству со специальной программой.

— Насколько вам интересны рядовые потребители и что вы можете им предложить?

— Действительно, гооборонзаказ важная веха в судьбе банка. Это достаточно требовательный клиент. Как само предприятие, так и его сотрудники. Соответственно и уровень сервиса нужно давать соответствующий. Работа в этом плане построена, идет ее реализация. Считаю, что сделали революционную вещь благодаря тому, что стали работать с этим сегментом. Мы отменили, «банкоматное рабство». Клиент Промсвязьбанка, получающий зарплату на свою карту, без всяких комиссий может снять ее в любом банкомате. Главное, как правило, чтобы на нем был значок «МИР».

Не стоим на месте в плане технологических продуктов. У нас кредитная карта с двойным кэшбеком. Бонус начисляется как на расходные, так и на приходные операции. Стараемся делать так, чтобы продукты в нашем банке находили своего потребителя в независимости от отраслевой принадлежности.

Есть и специфические вещи. Допустим, в прошлом году провели большую работу по рефинансированию военной ипотеки. Потратили почти полгода на то, чтобы существенно снизить бремя по ипотеке для военнослужащих. Сейчас мы одни из немногих, кто продает и предлагает ипотеку для молодежи – под 4,5 процента годовых. Она распространяется абсолютно на всех клиентов, кто подходит к категории молодых. В таких семьях второй ребенок должен был родиться после 1 января 2018 года. Спрос есть. Нам есть что предложить клиентам. Мы стали более надежными, но не менее универсальными и не менее поворотливыми. Тот сервис, который стараемся оказывать, находится на высоком уровне. И его будем обязательно улучшать.

— В последнее время на слуху вопрос о нововведениях на финансовом рынке — облигациях федерального займа…

— Да, очень замечательный продукт, который был запущен в третьем квартале. Он специально разработан Минфином для того, чтобы увеличить финансовую грамотность среди населения.  Продукты такого уровня как облигация федерального займа реализовывались брокером. То есть доступ к ним простых людей был сложным из-за достаточно высокой цены. А мы знаем, что входить в него нужно на три года. Не каждый мог себе это позволить. Было принято решение эту сумму снизать. ПСБ наделили таким правом.

В этом плане хорошо стартовали. Задачу, поставленную перед нами министерством финансов, выполняем. Более того, есть положительные отзывы по работе банка в части того, что у нас у одних из немногих низкий чек. Учитывая положительный опыт, который приобретаем и мы, работая клиентами, и государство с нами и другими банками, можно сделать вывод, что проект показывает свою состоятельность. Если привести пример в цифрах, начинали продавать этот продукт с доходностью 7 процентов годовых. Ключевая ставка Центрального банка в настоящий момент существенно снизилась, депозиты сейчас колеблются в районе 6 процентов годовых.

— Как вы считаете, население начало расти в финансовой грамотности или нужно все-таки еще вести просветительскую работу?

— В целом, уровень финансовой грамотности населения растет, но ему еще далеко до идеальной отметки. Мне кажется, что просветительскую работу нужно вести всегда, потому как в нашей сфере постоянно появляются новые продукты и их необходимо демонстрировать людям. Проводим работу не только со своими клиентами. У нас есть программа для работы в школах. Более того, в ближайшее время запустим проект финансовой грамотности для жен военнослужащих. К сожалению, наш банковский сервис не представлен в должной мере во всех городах. Например, в Тоцком. Там большое скопление военнослужащих, а городок не обеспечен должным уровнем банковского сервиса. Поэтому мы будем работать и там, в обязательном порядке повышать финансовую грамотность, в том числе у военнослужащих и членов их семей.

 

реклама