Шесть полос «дороги жизни». Новые микрорайоны Оренбурга связали единой магистралью

Полтора километра нового асфальта, шесть полос движения с разделительной полосой, десятки удобных разворотов и примыканий. Такое описание подходит всего лишь нескольким дорогам Оренбурга. Одна из них – новый проезд Северный, движение по которому открыли 7 ноября 2018 года.

Современная магистраль соединила такие важные для агломерации транспортные артерии как Загородное шоссе и проспект Победы и стала для жителей новых высотных микрорайонов Оренбурга, по сути, «дорогой жизни». Такое название проезд получил еще на этапе проектирования, когда инициаторы строительства доказывали необходимость прокладки проезда. Отстаивать свою точку зрения администрации города и измученным ежедневными пробками оренбуржцам пришлось на общественных сходах, публичных слушаниях и даже в судах. RIA56 восстановил хронику создания проезда Северного.

Дела давно минувших дней

Впервые проезд Северный появился в проектах градостроителей еще в 1985 году. Советские архитекторы предполагали, что Оренбург станет «расти» на северо-восток, а также, что в городе станет в сотни раз больше автомобилей. Именно поэтому в генплан города на Урале московские специалисты внесли широкую магистраль – от улицы Терешковой до Загородного шоссе.

Необходимость строительства дороги подтвердили и в современности, когда принимали генеральный план города в 2008 году. К тому времени некогда «мертвый город» превратился в крупный и развитый жилой массив. Высотки на пустыре росли словно грибы после дождя, а на дорогу денег в городской казне все не было. Администрации удалось построить первую очередь проезда Северного, начиная от Загородного шоссе, но соединить магистраль напрямую с улицей Терешковой оставалось мечтой.

Проезд Северный, 2017 год, архив RIA56

Реальностью проект стал в 2017 году, когда Оренбург вошел в число 38 агломераций – участников приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Объект получил финансирование из бюджетов трех уровней – федерального, регионального и местного. Изначально на магистраль планировали потратить 306 миллионов рублей. К завершению строительства администрация Оренбурга озвучила сумму в 424 миллиона рублей.

Подготовка к масштабной стройке началась весной 2017 года. На пустыре появились бульдозеры. Выкорчевывая деревья и разравнивая пустырь, тяжелая техника прокладывала путь от улицы Автомобилистов в сторону Театральной. Это и вызвало возмущение некоторых жителей Оренбурга. Они опасались, что под угрозой уничтожения находится дикий зеленый остров посреди района.

Меняли сорняки на саженцы

Активисты готовы были грудью встать на защиту лесополосы, некогда выступавшей для города заслоном от степных ветров и бывшей окраиной Оренбурга. Обещание администрации высадить взамен каждого вырубленного карагача три новых саженца культурных пород деревьев на них не подействовало. Определенная группа людей посчитала, что город нарушает их права, а проект дороги непродуман, так как некоторые участки проходят всего в 25 метрах от линии жилой застройки.

На стороне новой магистрали оказались почти все, кто живет или работает в северо-восточном районе Оренбурга, работники пассажирского транспорта, таксисты, рядовые автомобилисты. Все они жаловались на транспортную изолированность некоторых кварталов, устаревшие развязки, многокилометровые пробки в часы пик и прочие транспортные проблемы.

Пришедшие на очередную встречу с оренбуржцами эксперты в сфере лесного хозяйства и экологии уточнили, что сегодня искусственная посадка уже выработала свой ресурс и представляет собой неухоженный самосев очень плодовитого вяза мелколистного, а попросту – карагача.

‒ Взамен вырубленных на месте будущей дороги деревьев новые саженцы появятся на девяти участках округа, ‒ пообещали тогда в администрации Оренбурга. ‒ Это непосредственно территория между жилой застройкой и второй очередью строительства проезда Северного; улицы Салмышская, Джангильдина, Родимцева, Автомобилистов, Конституции, Театральная. Также значительно прибавиться деревьев на улице Терешковой от Шевченко до выезда из города, на Шарлыкском шоссе. Еще два участка – проспект Парковый и территория новой жилой застройки у торгового комплекса «Метро» по проспекту Победы.

Молодые деревья действительно стали высаживать уже осенью прошлого года, продолжив намеченное во время весенней акции по озеленению. Финальным аккордом стала череда субботников в октябре 2018 года. Первые 130 деревьев высотой около двух метров появились на проезде Северном вдоль жилых многоквартирных домов № 1, 3 и 5, в день окружного субботника 26 октября. Через неделю еще 80 саженцев посадили вдоль высоток № 7 и 9.

Торжество цивилизации

С верхних этажей многоэтажек, расположенных вдоль проезда Северного и прилегающих улиц, хорошо видно, что зеленый остров дорожникам удалось сохранить практически нетронутым. Магистраль прошла по окраине лесопосадки. Полгода на объекте боролись с сорняками и самосевом, реконструировали теплотрассу, переносили кабели связи, высоковольтные линии электропередач и прочие коммуникации.

‒ Наиболее сложный этап выполнен в 2017 году, ‒ уточнил заместитель директора по производству фирмы-подрядчика ООО «Благоустроитель» Артем Регентов. ‒ Из дорожных работ выполнили подстилающие слои, устроили щебеночное основание, два выравнивающих слоя – из черного щебня и крупнозернистого асфальтобетона. На 2018 год были предусмотрены работы по укладке верхнего слоя асфальтобетона и благоустройство – рекультивация, монтаж наружного освещения, обустройство пешеходной дорожки, установка дорожных знаков, нанесение разметки, посев газонной травы на разделительной полосе и высадка деревьев вдоль дороги.

С высоты также можно оценить эргономичность проезда. Большинство перекрестков с Северным – с круговым движением; плавными линиями прорисованы все примыкания и развороты.

‒ Протяженность открытого участка дороги составляет почти 1,5 км. Дорога шестиполосная, ширина каждой полосы ‒ 3,75 м. В настоящее время получен акт ввода, проект прошел государственную экспертизу, ‒ отметил заместитель начальника муниципального учреждения «Управление капитального строительства» Владимир Гирин.

Есть на проезде Северном и технологическая новинка. Здесь впервые в Оренбурге применили светоотражающую разметку. Ранее такую наносили только на загородных трассах.

Оренбуржцы еще не успели изучить новую дорогу, но свое мнение о магистрали уже сложилось.

‒ Новая дорога ‒ единственный быстрый путь на объездную с проспекта Победы. Мой маршрут проходит по улице Транспортной и проезду Северному. За период как открыли первую часть новой дороги вроде бы все разобрались как устроено движение, но заметил, что особо никто не стремится там проезжать — машин мало, ‒ поделился впечатлениями Антон Емельянов. ‒ Когда все привыкнут, на мой взгляд, может возникнуть проблема: при повороте с Транспортной направо на Северный стоит знак уступи дорогу. Кажется здесь образуются заторы, когда большой поток машин и автобусов будет ехать от Театральной в сторону Салмышской. Пока не построят кольцо на Театральной-Березке-Победы-Северном-Родимцева на этом пересечении будут заторы из-за неравнозначного количества полос движения на каждой из этих улиц. На повороте с Победы на Северный очень резкий и угловатый поворот. Вдоль дороги со стороны лесополосы нет широкого тротуара, когда мама с коляской выйдет из автобуса на новой остановке, ей будет очень нелегко пройти и небезопасно. Что действительно хорошо — это и вправду кратчайший путь от Театральной до объездной.

Итак, теперь проезд Северный в Оренбурге – это магистраль от Загородного шоссе до улицы Театральной. По новой дороге также можно попасть на улицы Салмышская, Транспортная, Автомобилистов, Джангильдина, Брестская, Родимцева, Березка, Конституции и проспект Победы. Список впечатляет, но в Оренбурге не намерены останавливаться.

‒ Новая дорога позволит разгрузить движение по основным магистралям и частично перенаправить транспортные потоки в Северо-восточном жилом районе города. Дополнительно есть необходимость в строительстве развязки с круговым движением на пересечении улиц Театральная, Березка, Родимцева и проезд Северный. Эти работы намерены выполнять в следующем году, ‒ заявил представитель администрации.

Напомним, приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» является долгосрочным и рассчитан до 2025 года. Его основная цель – приведение дорожной сети городских агломераций в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние, обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения и повышение уровня удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети. По итогам сезона 2018 года Оренбургская область вошла в число регионов со 100-процентным исполнением плана. В 2019 году участником проекта, помимо оренбургской, также станет агломерация на востоке региона – орская.