Шесть наград «Горицвета». Народный театр стал победителем Международного фестиваля
«Не оставили соперникам шансов» – Артисты народного театра «Горицвет» Оренбургского медицинского университета вернулись с победой с Международного театрального фестиваля.
Знаменательно, что именно в Год Театра Народный студенческий театр «Горицвет» Оренбургского медицинского университета принял участие в Международном театральном фестивале и завоевал там сразу шесть самых главных наград. Речь идет об участии самодеятельных артистов во II Международном театральном фестивале любительских и народных театров имени Ф.Г. Раневской «ФЛИНТ – ТРАМПЛИН».
Соревнование проходило в 2 тура, и финал состоялся в Москве в середине мая. Художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ Ефим Давыдович Цинберг и главный режиссер Ольга Николаевна Григорьева в подробностях рассказали RIA56 об этом событии.
— Расскажите вначале, как вы вообще попали на этот фестиваль, что этому предшествовало?
— Цинберг: Cамое интересное, что мы даже не знали об этом соревновании, не писали никаких заявок. Нас просто пригласили в нем участвовать. По-видимому, организаторы ФЛИНТА, а это «Москонцерт», отслеживали через интернет или социальные сети творчество подобных нам региональных коллективов, и на основании этого посылали приглашения принять участие сначала в отборочном туре, представив видео своих работ. Потом состоялся 1 тур, где уже вживую надо было представить фрагмент спектакля. Это было в феврале. А через два месяца мы получили приглашение на финал.
Всего в финале приняли участие 16 народных театров из России, Эстонии, Грузии и Казахстана. Это половина тех, кого позвали на 1 тур. Председателем жюри стала народная артистка России Лариса Лужина, а в состав судейской коллегии входили видные деятели театра, преподаватели лучших московских театральных учебных заведений — ГИТИСа, ВГИКа, им. Щукина, им. Щепкина, а также известные режиссеры и драматурги.
Руководство нашего университета в лице ректора Игоря Васильевича Мирошниченко однозначно решило оказать содействие в поездке на этот фестиваль. И мы поехали. Для показа был отобран спектакль «Не бросайте пепел на пол» по пьесе Елены Скороходовой, который пользовался большим успехом у оренбургского зрителя.
— Как проходили фестивальные просмотры? Что особенно запомнилось?
— Григорьева: Мы выступали в конце первого дня просмотра. Проблемой для исполнителей ролей, а их всего двое – Ирина Цаюкова и Василий Карпов, стало то, что спектакль, который идет без антракта 1 час 50 минут, надо было сократить до 1 часа 15 минут. Это было очень болезненно, так как исполнители привыкли играть в определенном темпо-ритме и могли попросту сбиться. Слава Богу, этого не произошло. Выступления проходили в пустом зале, а после показа участники подходили к жюри и выслушивали замечания. Но оренбуржцы сломали эту систему. Во-первых, на наш показ пришли представители нашего Землячества, «московские оренбуржцы», среди которых – бывшие СТЭмовцы первых созывов: профессор Александр Пиддэ, преподаватель военно-медицинской академии Евгений Шибанов, супруги-доктора Виктор и Лариса Постновы, а также всеми уважаемый бывший министр культуры Оренбуржья, ныне директор театра «Эрмитаж» Владимир Натанович Флейшер и многие другие. Так что пустовавший ранее зал во время нашего спектакля оказался заполнен. Это произвело хорошее впечатление на жюри.
Кроме того, хочу сказать, что (это просто фантастика!) театральный зал Москонцерта, где происходили показы по структуре оказался очень похож на наш зал, потому, мы, в отличие от других гостей, не испытывали никакого дискомфорта. Так вот, когда мы подошли к жюри после спектакля мы услышали тихие вздохи, увидели слезы на глазах – и НИ ОДНОГО замечания. Это навело нас на мысль о возможном получении наград, но действительность никто не мог даже предугадать.
— Да, получить шесть основных наград, это – сенсация! «Лучший театр», «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучшие мужская и женская роли» и Почетный диплом художественному руководителю – такого не мог никто даже предположить. Как проходило награждение? Поделитесь впечатлениями.
— Цинберг: Награждение было на второй день, вечером. Но, к сожалению, наши артисты – это в первую очередь специалисты-медики, и их рабочие будни никто не отменял. Напомню, в спектакле участвовали ветераны «Горицвета» — Ирина Цаюкова, эксперт-специалист Территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области и Василий Карпов – заместитель директора Оренбургского медицинского колледжа. Самолет улетал вечером, и, оставшись на награждение, они бы на него не успели. У меня, также были неотложные дела, так что принимать награды осталась Ольга Николаевна.
Григорьева: Мне «по секрету» уже сообщили, что мы заняли первое место, но я даже не могла предположить всего объема наград. И вот, когда после занявших 3 и 2 места, театров из Санкт-Петербурга и Москвы, объявили, что диплом в номинации «Лучший народный театр» присуждается Оренбургу, я поднялась на сцену за наградой, но, собравшись уходить, услышала: – «Это еще не все…» и получила еще один диплом, потом эта фраза повторилась еще четыре раза. У меня уже ноги подгибались от волнения, но больше всего я хотела поделиться радостью с сидящими в аэропорту товарищами. Когда же я получила доступ к телефону, то у них уже объявили посадку. Наскоро сфотографировав все награды, я отправила эти фото, услышав по телефону только нечленораздельные крики восторга.
Цинберг: Не могу не сказать еще одном важном факте, который, я убежден, никак не повлиял на решение жюри. Дело в том, что в марте Лариса Лужина отметила свой юбилей, и мы не могли приехать без подарка, которым, конечно же, стал оренбургский пуховый платок. И когда мы накинули на плечи Ларисе Анатольевне палантин модного «пудровго» цвета, импровизированный хор зрителей грянул самую известную песню Григория Пономаренко. Растроганная Лужина ответила словами стихотворения Игоря Губермана:
«Утучняется плоть. Испаряется пыл.
Годы вышли на медленный ужин.
И приятно подумать, что все-таки был
И кому-то бывал даже нужен!
— В конце любого интервью принято спрашивать о дальнейших планах. Будет ли сохраняться традиция постановок по классике советской драматургии, заложенная Татьяной Коршуновой или жать чего-то нового?
— Григорьева: Да, традиции «патриархальной» драматургии сильны, но я решила, и Ефим Давыдович меня в этом поддержал, немного их поломать и поставить в недалеком будущем современную зарубежную пьесу. Какую – не спрашивайте! Но у нас сейчас есть более важная задача – сделать праздничную программу к юбилею нашего ВУЗа, который будет отмечаться в ноябре. Наш уважаемый ректор попросил, чтобы не было угрюмо-традиционно, а, наоборот, весело и энергично. Будем думать, тем более, что у нас уже есть интересный нестандартный материал. Так что старт нам был задан хороший!