Рифкат Исрафилов: В новом театральном сезоне порадуем оренбуржцев разнообразием репертуара
Оренбургский драматический театр им. Горького открывает свой 163-й сезон четвертого сентября комедией Алексея Толстого «Касатка». Незадолго до премьеры художественный руководитель театра, народный артист России Рифкат Исрафилов ответил на некоторые вопросы RIA56.
— Так сложилось в нашем обществе, но творчество Алексей Николаевича Толстого известно, в основном, по грандиозным эпопеям – «Хождение по мукам», «Петр I», а вот его оригинальные «пустячки», как он сам их называл, известны гораздо меньше. К ним относится и комедия «Касатка», которая на днях выйдет на премьерную орбиту. Почему вы обратились к этой незамысловатой пьесе?
— Она незамысловатая только на первый взгляд. Я считаю, что под внешним легкомыслием скрывается очень важная для Толстого, да и для всей русской литературы начала ХХ века, тема обретения себя, через возвращение к родным истокам.
Смотрите сами, главный герой, князь, в начале пьесы абсолютно опустошен, он потерял смысл жизни, и только идея возвращения в родное имение, к любимой тетушке воодушевляет его и дарит силы для дальнейшей жизни. Так оно в дальнейшем и случается. Князь Вельский и его «боевая подруга» по разгульной питерской жизни обретают новые смыслы этой жизни на берегах Волги, где все дышит покоем и благостью. Пусть это произойдет путем большого количества недоразумений и любовных перестановок, но именно родная земля даст им счастье и надежду на будущее.
— Какая уж тут надежда – пьеса написана в 1916 году, до времени, когда это счастье рухнет в пропасть, осталось совсем немного. Надежда, что они останутся живы, и уедут в эмиграцию – минимальна. Как Вы видите дальнейшую судьбу этих симпатичных героев? И не будем забывать, что здесь две любовных пары находят свою судьбу, а если учесть и тетушку с новым поклонником, то – три.
— У меня совершенно четкое мнение о том, что без родной земли, счастья у них не будет, и никакая эмиграция их не спасет. Так что и князь с новой подругой, и Мария Косарева по прозвищу Касатка, нашедшая старую любовь, гарантировано не найдут счастья на чужбине. Потому что для них ничего нет слаще Родины. Я вспоминаю, как великий русский артист Михаил Ульянов, будучи в гостях, у меня в деревне, глядя с горки на окружающую природу, сказал: «…вот нет ничего лучше родных мест. Я, как устану до изнеможения, так должен обязательно на родину поехать, там меня и отпускает…»
— Алексея Толстого по праву можно причислить к авторам Серебряного века, как бы потом, при советской власти, он от этого не отрекался. Но то, что его ранние стихи высоко ценила Ахматова – отрицать невозможно. Эта связь очевидна даже в этом милом «пустячке». Как Вы проводите аналогию с тем временем, и какие мысли Вы хотите донести до сегодняшней публики?
— В этой пьесе явно слышны чеховские мотивы, и это соответствует творческому кредо нашего театра. Там великолепный текст, актеры просто «купаются в ролях», получают от работы огромное удовольствие.
— Расскажите, чем театр порадует нас в новом сезоне?
— Сейчас Александр Федоров активно репетирует спектакль по пьесе Анны Яблонской «Лодочник». Автор, к сожалению, трагически погибла пять лет назад во время теракта в аэропорту Домодедово совсем молодой. Её творческое наследие невелико, но пьесы давно идут на ведущих столичных и провинциальных сценах. «Лодочник» — это такая сказочная притча о человеческих судьбах. Премьера, скорее всего, состоится в ноябре.
Недавно к нам обратились представители Министерства культуры РФ с предложением принять участие в театральном фестивале, посвященном 100-летию выдающегося башкирского драматурга Мустая Карима. Мы с радостью согласились. Много лет назад я ставил пьесу Карима «Долгое долгое детство» в Московском РАМТе. И сейчас я также буду над ней работать, в новой версии под названием «Судьба – не судьба». Спектакль доложен получиться яркий, многонаселенный и дорогой, поэтому мы попросили финансовой поддержки. Эта помощь была нам обещана.
Еще нами принято решение о возобновлении спектакля «Капитанская дочка» в моей постановке. Дело в том, что эта постановка уже стала легендой, а многие студенты даже не знают, что Пушкин приезжал в Оренбург для создания этого произведения. Думаю, что этим спектаклем мы поможем многим «незнайкам». И традиционно театр готовит премьеру к Новому году – это будет бессмертная сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Главную женскую роль в спектакле «Касатка» исполнила молодая, но стремительно идущая вперед актриса Лейла Гусейнова. Она также ответила на вопросы RIA56.
— В последний период, практически все спектакли текущего репертуара театра выходят с вашим участием, плюс к этому – престижные театральные награды – все свидетельствует о большом творческом росте. А как вы пришли в театр?
— Актрисой хотелось быть с детства, но я боялась. Когда же узнала, что в Оренбурге есть театральный институт, то преодолела робость и…поступила. После окончания меня пригласили в театр.
— Сыграно много ролей, есть ли среди них любимые?
— Очень люблю роль Лиззи в «Продавце дождя», и Негину в «Талантах и поклонниках» и роль в спектакле «Милые люди», Да, всех люблю, мне еще рано капризничать.
— Роль в спектакле «Касатка» — достаточно возрастная, вашей героине хорошо за тридцать. Трудно ли играть человека старше себя?
— Да нет, нас же учили мастерству перевоплощения, так что любой актер обязан уметь играть всякие роли, в том числе и возрастные.
— А вообще, роль Марии Косаревой вам нравится?
— Очень!!!
18+