Рафиля Бакирова: Именно в Оренбуржье сегодня появляется первое поколение настоящих диких лошадей
Фото: Екатерина Головина
Неделю назад оренбургский заповедник объявил о знаменательном событии – появлении на свет первого дикого жеребенка лошади Пржевальского. Вслед за первенцем популяцию венгерских лошадей пополнили еще два малыша, все новорожденные оказались мальчиками. О характере первенцев, их адаптации и традиции выбора имен RIA56 рассказала директор «Заповедников Оренбуржья» Рафиля Бакирова.
Весть о появлении первого в России дикого жеребенка лошади Пржевальского облетела сети примерно неделю назад. Однако как позже признались представители заповедника, малыш появился на свет еще в мае, просто с объявлением новости не спешили, ждали, когда жеребенок твердо встанет на ноги.
— Мы не сразу объявили о его рождении – наблюдали. Волновались, что вызванный ажиотаж может сказаться на матери и на всем табуне, — отметила Рафиля Бакирова.
Она также пояснила, что право дать имя первому жеребенку предоставили губернатору Оренбургской области Юрию Бергу. Первенец получил имя Арнак, что в переводе с сарматского означает «дикий».
— Мы с предложением губернатора абсолютно согласились, потому что это действительно первый дикий жеребенок, родившийся на российской земле, в российском проекте, — рассказала Бакирова. – Кроме того, нас совершенно восхитила линия, предложенная губернатором, называть лошадей сарматскими именами, потому что ранее эту степь населяли племена сарматов, об этом свидетельствуют курганы той эпохи. Конечно, это красиво и абсолютно соответствует духу территории. К тому же лошади Пржевальского – ближайшие родственники тарпанов, которые были непосредственными свидетелями жизни сарматских времен. Может быть, если бы лошади умели говорить, они бы нам многое поведали.
Вслед за первенцем Арнаком, имена на букву «А» получили и два последующих жеребенка. В заповеднике RIA56 пояснили, что это осознанное решение и принято оно для того, чтобы впоследствии упростить регистрацию и контроль. Так что, все рожденные в 2018 году жеребята, будут носить имена, начинающееся на первую букву алфавита.
— Вообще каждый проект мира выбирает для себя определенную традицию выбора имен рождающимся жеребятам – где-то имена дают в соответствии с местом рождения, где-то по праздникам, — рассказала Рафиля Бакирова. — В Венгрии, например, тоже называют в алфавитном порядке, но немного по-другому.
Итак, второй рожденный в оренбургской степи жеребенок получил имя Атас, то есть бесстрашный.
— Он с самых первых дней вел себя абсолютно бесстрашно. Имя ему невероятно подходит – самый настоящий Атас, — подчеркнула Бакирова.
Третьему, самому младшему, жеребенку повезло больше всех. Он появился на свет в большой семье с двумя братьями, и ему предстояло немного быстрее социально адаптироваться, с чем он, по словам сотрудников заповедника, отлично справился. Малыш получил имя Аргот, в честь одного из скифских царей 5 века до нашей эры.
Рафиля Бакирова заметила, что появление на свет сразу трех мальчиков – это хорошо. Жеребятам будет проще социализироваться. А в момент, когда им придется выйти из табуна, они покинут его уже небольшой холостяковой группой, потому что они не могут жить по одному, им необходимо развиваться, соревноваться между собой.
Примечательно, что обзавелись потомством в оренбургской степи лишь венгерские лошади, привезенные из Франции, особи пока предпочитают наслаждаться холостяцкой жизнью.
— Венгры к природе ближе, они не ждут, когда им стукнет по 30 лет, чтобы создавать семью, — заметила Рафиля Бакирова. — А французы сначала живут для себя, любуются собой, демонстрируют свою красоту и не готовы обременять себя заботой о потомстве.
Напомним, что Программа создания полу-вольной популяции лошади Пржевальского в заповеднике «Оренбургский» была разработана и реализуется ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» и Минприроды России при личном попечительстве Президента Владимира Путина. Ее практическая реализация началась в июле 2015 года после присоединения к заповеднику пятого участка «Предуральская степь». За это время в регион завезены три партии лошадей.
— Рождение первых жеребят в этом проекте говорит о том, что мы на шажок приблизились к цели – устойчивой самовоспроизводящейся популяции. Именно в Оренбуржье сегодня появляется первое поколение настоящих диких лошадей, — заключила Рафиля Бакирова.