Потомственная пуховница Лира Салихова из Александровского района Оренбургской области

На протяжении многих лет, даже нескольких веков пуховый платок является символом Оренбуржья. В нашем степном крае эти разнообразные по красоте и структуре изделия принято преподносить в подарок гостям. В это произведение народного искусства мастера вкладывают душу, возможно, поэтому пуховые платки такие теплые и уютные.

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое Саракташского района Оренбургской области. Считается, что именно там впервые из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка.

В наши дни в Александровском районе искусство пуховязания постепенно утратило былые масштабы. Однако в каждом селе живут мастерицы, которые знают весь процесс производства от получения пряжи до готового изделия. Ведь в их доме были чесалки, прялки, веретена. Одной из таких искусниц является Лира Салихова из Яфарово. В ее семье и мама, и бабушка были знатными мастерицами, чему и девочку обучали.

— В годы моего детства в каждом подворье держали пуховых коз. Эта порода животных имела особенную структуру шерсти, из нее получались великолепные изделия. Знающие люди даже специально уточняли, из оренбургского ли пуха сделана работа. Оказывается, что природные условия Оренбуржья способствуют формированию у животных особого подшерстка с уникальными свойствами. Волгоградский пух более пушистый, но он не такой теплый, как наш, — делится Лира.

Ношение шалей сегодня неактуально, поэтому молодое поколение практически утратило знания по пуховязанию, накопленные их предками. А ведь буквально лет тридцать назад благодаря пуховым изделиям людям удавалось заработать денег даже на постройку дома.

— Ближе к весне, в конце февраля-начале марта, начинался процесс заготовки пряжи. Коз вычесывали, шерсть очищали, мыли, сушили, пряли. Во всех этих процессах участвовали все члены семьи, а если коз держали много, то хозяйка даже приглашала помощников. Это были селянки и их дети. Всех помогающих нужно было после работы накормить и отблагодарить, — рассказывает Лира.

Сама Лира вяжет примерно с семи лет. Первыми уроками было вязание каймы к шали. В те годы платки являлись элементом одежды для повседневной носки, а не предметом искусства, поэтому и замысловатых узоров женщины не создавали. Став взрослее и набравшись опыта, Лира стала искать в журналах новые способы вязания, узоры. Понравившиеся прежде рисовала в тетради в клетку, чтобы понять, как расположить их по полотну. Так в ее арсенале появились ажурные невесомые паутинки и шали с надписями по всему полотну. А самая первая – к юбилею Победы.

— Однажды, я получила заказ на изготовление шали для Ирины Круг. Известная певица приезжала с концертом в Оренбург, где поклонница преподнесла ей этот подарок. Надеюсь, Ирина носит! Из Германии часто заказывают, может, по нашим краям скучают? — говорит Лира.

В девяностых годах прошлого века предприимчивые селяне вязали платки, потом возили их на продажу в Москву. На вырученные деньги приобретали редкие для села вещи: магнитофоны, джинсы.

В Яфарово среди старшего поколения сохранились традиции собираться вместе за вязанием. Женщины настолько мастерски владеют спицами, что даже не опускают глаз на работу, лишь слышен специфический цокот инструмента. Сегодня познакомиться с мастерством пуховязания можно в основном на выставках, где по-прежнему находятся ценители этого искусства и невероятной красоты изделия раскупаются прямо со стендов.

 

Олеся Воронкова, газета «Звезда»