Перевозки без правил. В Оренбурге больше полугода не могут решить автобусный вопрос
Отмена конкурса, предупреждение и предостережение главе города, судебная тяжба между администрацией и антимонопольной службой, информационная травля частных перевозчиков – так выглядит попытка решить транспортный вопрос в Оренбурге. В поле «боевых» действий рынок автобусных перевозок превратился около полугода назад. Линия фронта, кажется уже безвозвратно, разделила муниципальную компанию и частников. RIA56 восстановил хронологию событий.
Конкурс для своих
Привычный ход событий в транспортной сфере Оренбурга нарушился в сентябре прошлого года. Администрация объявила конкурс на право осуществления перевозок по семи маршрутам. Процедура преследовала цель не просто пролонгировать отношения вежду муниципалитетом и частными перевозчиками, а повысить качество оказания услуг. Для этого профильным управлением мэрии несколько раз вносились изменения, ужесточающие требования к безопасности, доступности и комфортности транспорта.
Речь шла, например, о семи муниципальных маршрутах, работающим по нерегулируемым тарифам: № 14 (24 мкр – п. Южный); № 28 (Оренбург – п. Берды), № 57 (ул. Тихая – железнодорожный вокзал); № 107 (Оренбург — п. Нижнесакмарский); № 118 (Оренбург — п. Пруды), новые маршруты №№ 54, 55. Предполагалось, что по ним будут курсировать автобусы большой вместимости, а не привычные многим ПАЗики и маршрутки. Не согласились с такой постановкой вопроса предприниматели, у которых нет в наличии подобных транспортных средств, а на закупку необходимых автобусов не оставалось времени.
Ассоциация перевозчиков обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области. Ведомство приняло решение аннулировать конкурс и частично поддержало позицию частников. Администрацию города это не устроило, вскоре стороны встретились в суде.
22 марта 2018 года первая инстанция удовлетворила иск администрации города в полном объеме. Но причиной стала не сама суть претензии, а лишь процессуальные моменты: Ассоциация перевозчиков Оренбурга была неправомочна обращаться в антимонопольный орган с жалобой. В свою очередь Оренбургское УФАС России заявило о намерении обжаловать решение Арбитражного суда области в вышестоящей судебной инстанции.
Обойдемся без конкуренции
Тем временем в администрации Оренбурга подтверждают планы выбрать перевозчика на семь муниципальных маршрутов на конкурсной основе. Об этом в конце марта заявил начальник управления пассажирского транспорта администрации Дмитрий Анисимов. По его словам процедура будет возобновлена сразу после вступления в силу решения Арбитражного суда Оренбургской области. Сейчас перевозчикам для работы на маршрутах выданы временные свидетельства и временные карты на срок не более 180 дней.
Свою позицию уточнила и Антимонопольная служба, предупредив мэрию, что без изменения правил проведения конкурса перевозчиков, процедура вновь может быть признана незаконной и отменена.
– В декабре 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области вынесло два ненормативных правовых акта в отношении администрации Оренбурга. Так, муниципалитету было выдано предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства при организации регулярных пассажирских перевозок на территории города, – сообщили в Оренбургском УФАС.
Нарушение федерального закона «О защите конкуренции» нашли в самом «Порядке проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам…». В документе установили положения, не предусмотренные действующим законодательством и способствующие недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
– В частности, речь шла о неправомерном установлении требования к претенденту условия о принятии на себя обязательств по приобретению транспортных средств в срок до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Тогда как, в силу действующего законодательства участие в торгах вправе принять хозяйствующие субъекты, не обладающие транспортными средствами на дату проведения торгов на каком-либо праве.
Также признаки нарушения Закона о защите конкуренции содержались и в части установления срока проведения осмотра транспортных средств, не позволяющего всем участникам конкурса представить транспортное средство в указанный период; при этом участнику, не представившему транспортные средства для осмотра, будет отказано в допуске к участию в конкурсе, – заявили в УФАС.
Комиссия ведомства также усомнилась и в законности формулировки требования о приложении к заявке информации о количестве ДТП. Согласно выданному Оренбургским УФАС России предупреждению, администрации Оренбурга должна была изменить муниципальный нормативный акт, но вместо этого мэрия пошла в суд, который встал на сторону антимонопольной службы.
– Управление продолжит работу по контролю за соблюдением требований Закона о защите конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок на территории г. Оренбурга и будет пресекать ограничение конкуренции на нем со стороны органов власти. В частности, под пристальным вниманием антимонопольного органа будет конкурсная документация и акты, ее регламентирующие, утвержденные муниципалитетом в целях организации регулярных перевозок на территории Оренбурга, – предупредили в УФАС.
Частично согласившись с предписанием, администрация Оренбурга в конце апреля опубликовала новый вариант постановления о порядке проведения транспортного конкурса. Но Оренбургское УФАС вновь выявило нарушения. Итогом проверки документа стало предостережение главе города Евгению Арапову.
– Оренбургское УФАС усмотрело в данном проекте постановления признаки нарушения ФЗ «О защите конкуренции», приводящие к ограничению, устранению конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок на территории Оренбурга. В частности, в нарушение Закона отсутствует срок опубликования извещения о проведении конкурса. Кроме того, в документе установлена не предусмотренная Законом шкала оценки критериев на этапе допуска к участию в конкурсе именно претендентов, а не участников, – говорится в релизе ведомства.
Предостережение направлено на предотвращение возможного нарушения, уточнили в антимонопольной службе.
Позорное клеймо
Пока администрация Оренбурга и региональное УФАС обмениваются официальными заявлениями, мэрия решила привлечь на свою сторону армию пассажиров. Так началась информационная война. Соцсети и СМИ стали сообщать о любых происшествиях, связанных с работой автобусов в городе. Новости о «сдавливании левой стопы» и якобы выпавших пенсионерках появлялись в лентах рядом с действительно серьезными ДТП. Поводом для подобных сообщений часто были свидетельства очевидцев, которые стремились указать: частный или муниципальный автобус был замечен в нарушении правил дорожного движения.
Жирную точку в этой PR-кампании попыталась поставить администрация Оренбурга, заказав ролик «Куда катится общественный транспорт». В нем ПАЗики буквально сравнивают с кемеровской «Зимней вишней»: спастись в случае пожара вряд ли кто сможет. Водителей при этом обвиняют в бездушности, ведь они пассажиров считают не людьми, а кошельками, в которые надо залезть.
В качестве негативных примеров в сюжете – только частные перевозчики Оренбурга. Пропустить такой выпад в свою сторону предприниматели и водители не смогли. Они даже устроили внеплановое собрание на одной из конечных остановок. Председатель Ассоциации перевозчиков Максим Фазуллин тогда назвал такой жест мэрии недопустимым. Обсуждение объявленной информационной войны выдалось жарким, но отвечать подобным частники не стали.
Тем временем в Оренбурге муниципальный транспорт одержал пусть локальную, но все же победу. В этом сезоне обслуживать дачников будет только казенное предприятие. Частники не посчитали выгодной работу на садовых маршрутах.
– Пятого апреля администрация Оренбурга объявила открытые аукционы в электронной форме на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок граждан по регулируемым тарифам до территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в 2018 году, – рассказал начальник управления пассажирского транспорта администрации города Дмитрий Анисимов. – Заявки на участие в аукционах поступили от единственного участника – Муниципального казенного предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки». В настоящее время происходит предусмотренная законом процедура заключения с МКП муниципальных контрактов на текущий год.
Отметим, что в прошлом году 35 садоводческих маршрутов Оренбурга обслуживало муниципальное предприятие, остальные шесть – частные перевозчики.