От героев былых времен. В День защитников Отечества мы отдаём дань уважения защитникам страны разных поколений
Каждый в свой час, они с честью выполнили воинский долг перед Родиной.
В горах Афгани, в Афганистане…
…песок да камень. Этот ландшафт предстаёт перед глазами старшего полевого супервайзера АО «Оренбургнефть» Андрея Стукалова, когда его просят рассказать о годах воинской службы. Его сердце, как и молодость, навсегда остались там, в чужой суровой стране.
— Призвали в армию в 1983-ем году. Когда узнал, что надену голубой берет ВДВ, сразу понял, что командировок «за речку» не избежать.
— Хотя наши специалисты в это время в Афганистане строили жилые микрорайоны, школы, больницы, ситуация была напряжённой, — вспоминает Стукалов. – Практически каждую ночь шли перестрелки, бои гремели в окрестностях Кабула, что уж говорить о провинциях… Огромный горный океан помогал душманам, он был для них родным, для нас — чужим.
…Но, несмотря на все трудности, подразделение Андрея Стукалова с поставленными задачами справлялось. Об этом красноречиво говорят его награды. Судьба — а может, материнские молитвы – его хранили. Домой вернулся без единой царапины, и в 1986-ом году пришёл на нефтедобывающее предприятие. Начинал тоже с самой «рядовой» должности – помощника бурильщика. Постоянно повышал мастерство, стал истинным профессионалом, и, несмотря на то, что в отрасли уже почти 35 лет, продолжает учиться и сейчас.
Приказ – на Кавказ!
Его получил в начале 90-х ведущий технолог ЦДНГ-4 АО «Оренбургнефть» Игорь Целовахин.
— Меня призвали в армию в 1995-ом, когда уже было ясно, что сепаратисты не пойдут на мирные переговоры, и придётся воевать, — вспоминает Игорь Целовахин. – Когда направили в Комсомольск –на –Амуре, во внутренние войска, решил, что меня эти события на затронут. Служил в батальоне оперативного назначения, был водителем БТРа.
…Он уже собирался отсчитывать свои «100 дней до приказа», готовился к «дембелю», когда в июне 1996-го их часть направили в Грозный.
За три месяца до этого, в марте, сепаратисты начали так называемую операцию «Возмездие». Малочисленными группами, а то и поодиночке, боевики просочились в столицу Чечни и одновременно в разных точках города атаковали блокпосты, комендатуры, другие объекты. Их наступление
ценой неимоверных усилий удалось остановить. Но даже и через три месяца, к лету 1996-го, обстановка оставалась крайне напряжённой.
— Нашей задачей было патрулирование Старопромысловского района Грозного, — вспоминает Целовахин. – Вспоминать об этом тяжело: город – сплошные руины, по солдатам федеральных войск стреляли в любое время суток. Каждый, кто вышел из общежития, в котором нас поселили, автоматически становился мишенью.
…Продолжались налёты на блокпосты. Эфир то и дело наполнялся призывами о помощи. На один такой сигнал беды — «нас обложили со всех сторон, много тяжелораненых» — поданный с блокпоста в зоне оперативной ответственности подразделения, где служил Игорь Целовахин, отравили его с сослуживцами. Они прорвали кольцо боевиков, осаждавших блокпост, спасли его защитников. Игорь Целовахин на своём БТРе вывез из-под огня пятнадцать тяжелораненых бойцов. За эту спасательную операцию он удостоен медали Суворова. Вручили её уже позже, когда после демобилизации он работал в «Оренбургнефти».
Эту медаль очень любят рассматривать его дети – трое сыновей и дочка. Они, безусловно, гордятся отцом. А старший сын, Олег, поступил в Оренбургский кадетский корпус имени И.И. Неплюева.
…Не редеет строй бойцов – защитников Отечества. Время выбирает своих героев, они, прервав мирный труд, берутся за оружие, отстаивая право страны на свободу и независимость.