Ошибка экипажа: МАК опубликовал отчет по крушению борта рейса «Москва-Орск»

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета завершили расследование обстоятельств крушения самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавший из Москвы в Оренбургскую область. По версии МАКа, авиакатастрофа, в которой погибли 71 человек, произошла из-за ошибки членов экипажа.

Окончательный отчет объемом в 140 страниц опубликован на официальном сайте МАК. Эксперты сделали вывод, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, которые не справились с ситуацией. Некорректные показания приборов из-за обледенения датчиков также сыграли свою трагическую роль.

— Катастрофа самолета Ан-148-100В RA-61704 произошла из-за ошибочных действий экипажа на этапе набора высоты в инструментальных метеоусловиях при недостоверных показаниях приборной скорости, вызванных обледенением (закупоркой льдом) всех трех ППД, что привело к потере контроля за параметрами полета самолета, переводу его на пикирование и столкновению с землей. Авиационное происшествие относится к категории потери управления в полете, — говорится в отчете МАК.

Эксперты расшифровывают выводы, поясняя, что предпосылками к крушению стали — спешка экипажа при подготовке к полету из-за позднего прибытия самолета из предыдущего рейса и попытки «нагнать» время. Также экипаж пропустил операции по включению обогрева датчиков перед взлетом и невыполнение раздела контрольной карты.

В отчете также отражены недостатки подготовки самих пилотов. Летчики выполняли рейс вместе впервые, что по мнению экспертов МАК, не лучшим образом сказалось на их действиях в критической ситуации. Также выяснилось, что пилоты на момент вылета не имели достаточной квалификации, которую бы подтверждали документы о соответствующей регулярной и переподготовке.

— По результатам проверки были выявлены факты предоставления недостоверных сведений в документах ряда специалистов, представленных для выдачи свидетельств специалистов авиационного персонала, в том числе и второму пилоту, — заключили специалисты.

Известно, что карьеру в гражданской авиации пилоты судна начинали с должностей бортпроводника и диспетчера.

— Как уже отмечалось выше, экипаж, наиболее вероятно, не проходил подготовку по действиям в данной особой ситуации и не был готов к ней. Действия по отключению автопилота и автомата тяги с переходом на ручное пилотирование, которые выполнил КВС после второго срабатывания сигнализации, хотя и соответствовали рекомендациям РЛЭ, но были предприняты не как результат выполнения предусмотренной процедуры, а скорее интуитивно, — говорится в отчете.

Расследование показало, что отказов системы управления самолетом в ходе всего полета не было. После столкновения ВС с землей произошло воспламенение топливно-воздушной смеси.

Напомним, что 11 февраля прошлого года рейс Москва-Орск «Саратовских авиалиний потерпел крушение через несколько минут после вылета из столичного аэропорта Домодедово. На борту лайнера находился 71 человек, все они погибли. На основе расшифрованных данных черных ящиков разбившегося Ан-148 эксперты МАК сделали вывод о том, что причиной аварии могло стать обледенение приемников полного давления, которое привело к неверной передаче данных о скорости полета на индикаторах пилотов.