Оренбуржцы вышли на «тихую охоту»
Настоящая грибная пора только-только пришла. В середине осени грибы без червоточин. Подросшие – на жарку, молоденькие – на засолку, а можно и в ресторан сдать за хорошие деньги.
Всего-навсего нужно сесть на велосипед, как это делает Тамара Шалкина из села Сергиевка Оренбургского района, и проехать по основной трассе в тополиную посадку. Автомобильное движение здесь слабенькое, поэтому местные жители без опасения собирают грибы вдоль дороги. Дело в том, что других грибных мест здесь нет. Дальше – открытые луга, Лаптева гора и степь, где ничего не найдёшь.
Никакой палки или тем более грибного щупа, который придумали для ленивых хитроумные китайцы, Тамара Юрьевна не признаёт. Как только мы зашли в посадку, она надела нейлоновые перчатки и не разгибала спины вплоть до отъезда.
– Земля любит, чтобы ей кланялись, – разгребая листву, приговаривает опытный грибник. – Здесь как на охоте. Прежде всего ищешь семью. Если обнаружил, значит, рядом прячутся сородичи. С этого места далеко не уходи. Можно набрать ведро, а то и два.
Даже вооружённые палками, мы не смогли опередить Тамару Юрьевну. Она первая нашла грибную семью. Среди шума тополиной листвы раздались наши восторженные возгласы. Пузатенькие валуи прекрасны! Осторожно срезаем ножом. Действительно, ножки белоснежные, без единого червячка.
– Они как живые. И не растения, и не животные. Я всегда благодарю лес за то, что он одаривает меня этими удивительными, можно сказать, существами. Вкус у лесных грибов несравним с тепличными. Это всё равно что огурчик с грядки и выращенный без почвы, на химическом растворе в помещении.
Мы, приехавшие из города, здесь как гости. А вот у Тамары Юрьевны с природой свои отношения. Как-то раз, собирая грибы, она нашла погибшую гадюку. Кто-то отрубил ей голову.
– Давай, моя золотая, я тебя похороню, – сказала я ей тогда. – Пускай меня не осудят, но я верю в то, что у зверей есть душа. И вообще всё, что растёт и окружает нас, живое. Когда я собираюсь за грибами, то со мной идут три мои собаки. Если погода солнечная, мы обязательно минут десять лежим на земле, глядя на золотые верхушки и голубое небо. Вы не представляете, как это успокаивает! Обычно я раскапываю листву, собаки топчутся рядом.
Мой девиз – работа. Вроде бы и так сделано немало. Я вырастила троих сыновей. Держу 11 коров. Когда-то работала продавцом, ездила на работу и в Москву, и в Питер. Сейчас домохозяйка. Но всё равно не могу успокоиться. Для меня ничего не стоит 12 километров проехать на велосипеде, например, за ежевикой. Вот никто не едет за ней в такую даль, а я еду. Ради чего это всё? Наверное, ради самой этой жизни, которой я, положа руку на сердце, не устаю радоваться и восхищаться.
Инна Ломанцова, фото — Олег Рукавицын, газета «Оренбуржье»