Оренбургский Драмтеатр открыл сезон толстовской «Касаткой»: как это было

Оренбургская драма представила премьеру – любовную комедию Алексея Толстого «Касатка». Как отмечают практически все артисты театра, занятые  в новой постановке Оренбургского драматического театра им. Горького, работать было приятно. И это совершенно справедливо – очаровательная комедия Алексея Николаевича Толстого «Касатка» предполагает именно приятное времяпрепровождение, как актеров на сцене, так и зрителей в зале.

Режиссер-постановщик, народный артист России Рифкат Исрафилов не стал «изобретать велосипед» и поставил спектакль, следуя букве и духу автора. Комедия была написана Алексеем Николаевичем в 1916 году. Это было не самое легкое для страны время, с переменным успехом шла война, на фронтах гибли тысячи русских солдат, в войсках начиналось брожение, но в российской глубинке, где и происходит основное действие «Касатки», — все это практически не ощущается. Ми

р и покой царят в волжском имении помещицы Варвары Ивановны, куда, как снег на голову, нагрянул любимый племянник, князь Анатолий Вельский с невестой Марьей Семеновной. А в имении как раз намечалась другая свадьба – воспитанник Варвары Ивановны Илья Ильич Быков собирался жениться на её же воспитаннице Раисе Глебовне. В общем, молодежь не шибко радовалась гостям, а вот тетушка ликовала. Но не знала она, чистая душа, что привело племянника из  столицы в деревенскую глушь; узнала бы – ужаснулась.

Пагубная страсть к игре в карты не просто лишила Вельского средств, но  превратила его в жалкое существо, которое не гнушается проигрывать в карты не только свои, но и чужие вещи, в частности, драгоценности, шубы и даже мебель женщины, которая приютила его, бездомного, дала ему кров и денежную помощь. Это была известная в Петрограде  певица и актриса Марья Семеновна Косарева, по прозвищу Касатка. На её средства он жил и даже продолжал играть до тех пор, пока не наступил окончательный крах. И тогда друзьям ( а в команде был еще и третий участник, обаятельный аферист Абрам Желтухин), ничего не оставалось, кроме как скрыться, и лучше всего, в каком-нибудь далеком имении. Таковое нашлось у тетушки князя, и друзья рванули под спасительную прохладу волжских берегов.

Собственно, все вышеизложенное – это завязка истории, основное действие которой как раз и происходит на раздольных волжских берегах, в имении Варвары Ивановы, где-то в Самарской губернии. Не желая лишать потенциального зрителя возможности насладиться хитросплетениями интриги, которых будет предостаточно, позволю себе вернуться именно к постановке.

А она получилась, на радость всем, удивительно душевная и приятная во всех отношениях. Это ощущается во всем, и в музыкальном оформлении ( подбор музыки, как всегда, профессиональная работа Тамары Пикулевой), и в сценографии ТанаЕникеева, которая выражена в изящной стилистике модерна, так свойственного Серебряному веку. Но главные герои любого спектакля, конечно же, артисты, и они были на высоте!

Центрального персонажа, князя Вельского, из-за которого весь сыр-бор и разгорелся, блестяще сыграл Сергей Шахмуть. В начале первого действия мы видим абсолютно деградирующую личность, игрока и, наверняка, кокаиниста, который садится за карточный стол даже не из желания выиграть, а, скорее, из-за уже наркотического пристрастия к самому факту игры. Дёрганая пластика, дрожащие руки и лицо, неуверенная походка – все изобличает в князе некогда умного и образованного, но пришедшего к полной катастрофе человека. И как буквально расцветает он, оказавшись в тетушкином имении, тем более, что рядом, настоящий «розовый бутон», правда, чужая невеста Раиса Глебовна.

Кстати, автор пьесы и театр, сразу дают понять, что ни у князя с Касаткой, ни у Ильи Ильича с Раисой Глебовной, никаких любовных чувств нет и в помине, а есть лишь неверно понятое чувство долга. Так что, любовная рокировка тут неизбежна и абсолютно обоснована.

Но, продолжим про актерский состав. Мария Семеновна – очередная главная роль стремительно идущей вперед Лейлы Гусейновой. Прекрасная форма актрисы совершенно точно иллюстрирует факт биографии Касатки, в котором говорится о том, что она, в свое время, и акробаткой в цирке была, и в ресторане танцевала.И если в начале,  актриса слишком шаржировано изображает гнев и отчаянье (преувеличенно резкая походка, громкий голос и т.п.), то позже, в деревне, после встречи со своей «той самой, единственной» любовью в лице чужого жениха Ильи Ильича, она становится совсем другой, нежной и чувственной, и внешне (может быть мне показалось?) похожей на Анну Ахматову. А он, который полюбил её еще давно, будучи студентом столичного университета, но боялся даже близко подойти, — это Илья Быков, сын конюха, которого, после смерти отца, воспитала барыня. Исполнитель этой роли Андрей Иванов очень точно передает ту сдержанную гамму чувств, которая позволяет ему проявлять подлинное благородство. Конечно, он искренне любит Раису Глебовну, с которой дружен с детства, но разве эта братская любовь может идти в сравнение с испепеляющей страстью к Касатке!

В который раз не могу не подивиться актерскому таланту Бориса Круглова, сыгравшего небольшую, но очень выразительную роль душки-афериста Абрама Желтухина. Вот, вроде, просто стоит человек на сцене, улыбается, и текста почти не произносит, а публика в восторге! Думаю, что все дело в удивительном магнетизме актерского дара Круглова, который даже крошечный эпизод может сделать главной ролью.

В роли тетушки очередными яркими красками заблистала Алсу Шамсутдинова. Моложавая, энергичная дама средних лет, искреннее любящая племянника и своих воспитанников – такой предстает тетушка Варвара Ивановна в исполнении актрисы. И это абсолютно правильное решение, так её Толстой и написал. Потому, возможное продолжение отношений между тетушкой и Желтухиным  представляется желательным и естественным.

Не могу не сказать теплых слов об исполнительнице роли дворовой девки Дуняши, Юлии Ковальчук. Эта актриса не перестает удивлять своим искрометным талантом. Но дарование Юлии предполагает и другие амплуа, сыграла же она драматическую роль Лиззи в «Продавце дождя», значит, сможет и что-то неизведанное.

Помимо того, что к явной заслуге Рифката Исрафилова можно отнести тот факт, что он познакомил оренбуржцев с этой очаровательной пьесой, нельзя не сказать и о внутренней энергетике постановки. Она движется как хороший скорый поезд, нигде не останавливаясь, не зависая на паузах, держа зрителя в постоянном напряжении. Это очень важно в современном театре, и большое спасибо за это яркое движение.

И, в заключение, еще несколько слов о вероятной судьбе героев «Касатки». Не забудем, на дворе 1916 год, до коренного перелома жизни всех и вся – осталось очень мало времени. Спасутся ли полюбившиеся персонажи от кровавого молоха революции, уедут ли в эмиграцию, или будут доживать свои дни скромными советскими совслужащими? Скорее всего – последнее. Ну, и дай им Бог.

18+