«Оренбургский арбузник». Феномен среди российских фестивалей театров
В течение четырех дней детей и взрослых Оренбурга радовали спектакли IX Международного фестиваля театров кукол «Оренбургский арбузник». Театральный праздник, который почти 20 лет организует муниципальный театр кукол «Пьеро», собрал на трех сценических площадках города 13 театров из 15 городов России. И то, что в этот раз не было гостей из дальнего зарубежья (старожилы помнят блестящие выступления театров из Франции, Израиля, Германии, Болгарии), нисколько не повлияло на качество программы фестиваля.
Поскольку у «Арбузника» финансирование самое минимальное, то есть почти полностью отсутствует, одним из главных условий участия в фестивале стали минимальное количество актеров и декораций. Зрителей, привыкших к имперскому большому стилю театра Образцова, на этот раз ждали неожиданные постановки с одним-двумя актерами, а те, кто знает о неисчерпаемом многообразии форм кукольного искусства, в очередной раз убедились в правоте тезиса о том, что «не важно, сколько актеров на сцене – важно, что они там делают».
Несмотря на вынужденный минимализм, фестивальные спектакли поражали удивительным многообразием. Это были и постановки для самых маленьких, и для тех, кто уже ходит в школу, и для детей постарше и вообще для взрослых, или такое явление как «взрослый спектакль для маленьких детей» от театра «Карабаска». Каждый спектакль достоин отдельного разговора, но поскольку это невозможно, то можно пойти по пути объединения их по возрастным категориям, пригласив в помощники известного театрального критика Арину Шепелёву из Санкт-Петербурга, которая присутствовала на всех «Арбузниках», начиная с самого первого, в 2002 году и ответила на некоторые вопросы RIA56.
— На фестивале было определенное количество спектаклей для самых маленьких, которые с удовольствием смотрели и взрослые. Что бы Вы отметили в первую очередь?
— Вне всякого сомнения – это моноспектакль Натальи Гараниной из Екатеринбурга «Почему – потому. Весна». Смею вас заверить, что зрители присутствовали на поистине уникальной работе. Наталья Гаранина – это великая актриса и талантливейший педагог создала эту постановку достаточно давно, но никогда не вывозила её за пределы Екатеринбурга. Это четыре небольших спектакля объединённых темой смены времен года. Она играет одна, существуя в виде доброго и чуткого клоуна и каждый раз вызывая искренний восторг детей и взрослых. Гаранина согласилась привезти спектакль в Оренбург исключительно потому, что хотела, чтобы его увидела Марина Ярилова. Такое вот корпоративное братство.
Высоко оцениваю новый спектакль театра «Пьеро» — это известная всем сказка «Теремок» в постановке рязанского режиссера Валерия Шадского. Это очень достойная работа, в первую очередь понравились актрисы Олеся Баранова и Алена Петрова, а также яркое и умное музыкальное оформление.
— На спектакле омского театра «Арлекин» под названием «Время играть» меня больше всего потрясли зрители, дети с 3-х до 7-ми лет, которые не просто включались в игровую ткань спектакля, но и становились как бы его участниками. Это возможно только в спектаклях такого вот «мини-формата»?
— Не обязательно, но в таких постановках актерам конечно легче задействовать зрителя, нежели в больших залах. Вы же помните, что в СССР, начиная с 50-х годов, появилось много зданий для театров кукол со зрительным залом на 150-200 мест. Это годится только для многонаселенных спектаклей с яркими декорациями. Играть же камерные постановки там невозможно. Но, как говорится «не было бы счастья, да несчастье помогло», а именно в 90-е годы, когда финансирование детских театров было сведено к минимуму, коллективы начали дробиться на небольшие группы, чтобы достичь максимума мобильности для организации выездных спектаклей. И это способствовало возрождению давно забытого искусства одного актера, ведь раньше на площадных театрах и России и Европы так и было: ширма и артист с куклой. Потому сейчас это активно возрождается, более того ищутся и активно находятся новые формы.
— На фестивале были представлены и межвозрастные, или, как их принято называть, семейные спектакли. К ним можно отнести «Он живой и светится» в постановке Томского театра, «Изобретение полетов» (Курган), «Судьба художника. Нико Пиросмани» (Санкт-Петербург)…
— Вы знаете, такие вот постановки очень много значат для театра и для зрителя. Иной раз можно увидеть маму, которая на детском спектакле старательно «добирает» в себя то, что не было получено в полной мере в её детстве. А иногда, дети весьма нежного возраста воспринимают спектакль для взрослых с недетским, я бы даже сказала философским подходом. Всякое бывает на спектаклях кукольных театров.
— Теперь немного о постановках для взрослых. В первую очередь, мы очень волновались как будет воспринята недавняя премьера Оренбургского областного кукольного театра — «Саломея» в постановке Олега Жюгжды.
— «Саломея» — это невероятно красивое, безумно сложное явление на сцене кукольного театра. У этой постановки, несомненно, большое фестивальное будущее, но надо еще и воспитать собственного зрителя, чтобы он смог постичь «глубину мысли и силу страсти». К тому же мне кажется, что театр пока еще сам не понял, что такое поставлено не его сцене. Что уж там говорить про зрителя! Это совсем иной театр, принципиально новое художественное осмысление библейской истории.
Что же касается спектакля Томского Театра живых кукол « 2 + ку», то это абсолютно авторское изобретение Владимира Захарова. Это даже и не театр вовсе, а некое внежанровое искусство, у которого за последнее время появилось немало последователей, а у Захарова — учеников. Не каждый может спроектировать и освоить куклу «на запястье», но раз им это интересно, то Бот им в помощь. Что же касается кукольного театра для взрослых, как такового, то возможности его безграничны.
— Что бы Вы могли сказать об организации фестиваля «Оренбургский арбузник» в целом, и о роли Александра и Марины Яриловых в частности?
— Я говорила об это с самого начала, но не устаю повторять – фестиваль, проводимый маленьким театром «Пьеро» — это особое доверительное состояние людей. Это происходит благодаря уникальному таланту общения и дружбы у Марины Яриловой. Феномен фестиваля и в том, что его умудряются проводить при минимальном финансировании, или полном его отсутствии, как в этом году. Театру не хватает средств ни на что, и я бы хотела в который раз обратиться к городским властям – вы, может быть, не понимаете, какое сокровище взращено Яриловыми? Их надо всячески поддерживать и помогать в их начинаниях. Правда, есть еще одно качество у этих людей – это достоинство, которое проявляется на всех уровнях, воспитанное еще в детстве, и значит – непоколебимое. Власть должна это знать, хотя…знание не всегда означает действие.
6+
фото: пресс-служба администрации Оренбурга