Оренбургские поисковики приняли участие в Вахте Памяти в Калужской области
В Мосальском районе Калужской области на урочище Вышнее прошла Вахта Памяти. Вместе с Оренбургским сводным поисковым отрядом работали отряды имени Краснопивцева из Калуги и «Валькирия» из Санкт-Петербурга. Участие в Вахте Памяти принял и сотрудник портала РИА56 Михаил Топчило.
С 1 по 8 мая было обнаружено 8 бойцов РККА (один из них был со смертным медальоном) и 3 немецких солдата. Погодные условия были плохие. Туда и обратно поисковики пробирались с большим трудом — на джипах со злой резиной, «лебеделись», тянули друг друга через толщи грязи и броды.
В лесах раскапывали траншеи, блиндажи, стрелковые ячейки и воронки. Обычно находят только кости, но иногда и солдатские медальоны, в которых указаны личные данные. Используя эту информацию, ищут родственников. Руководил Оренбургским сводным поисковым отрядом Александр Соколов.
Добавим, что в начале февраля 1942 года немцы атаковали деревни Вышнее и Ситское и перекрыли дорогу к высоте 186,1. Дивизии советских солдат оказались в окружении, но продолжали вести бои. Противник подтягивал резервы. Для наших воинов сложилась смертельно опасная ситуация – не было ни боеприпасов, ни горючего. От бомбежек и минометного огня появилось много раненых. Питались мясом убитых лошадей.
Когда у штаба исчезла надежда на помощь, решили прорывать окружение своими силами. Ночной атакой решили сломить сопротивление противника в долине реки Пополта и соединится с главными силами нашей армии.
Немцы освещали все вокруг ракетами и били из автоматов и пулеметов почти в упор. Осталось только одно направление – деревня Вышнее.
Вот как рассказывает об этом прорыве в своем письме жена командира генерал-лейтенанта Я. С. Фоканова: «…Это был настоящий ад! Все вокруг ревело и грохотало. Перед собой и рядом невозможно было ничего рассмотреть. Вокруг все было во взрывах и трупах солдат. Приходилось пробиваться по сплошному ковру мертвых тел. Казалось, что никто не сможет уцелеть в этом аду…» Но выбора не было. Только вперед. Утопая в снегу, шли бойцы в атаку, чтобы соединиться с главными силами армии. Оставшиеся в живых рассеялись по лесу.
Сопротивление противника было сломлено, и на рассвете 15 февраля 1942 года войска соединились с основными силами 50-й армии. Наши современники называют окрестности, прилегающие к деревням Барсуки, Вышнее, Девятовка, а также поймы бывшей речки Лидии и Пополты «Долиной Смерти». Говорят, что эту местность так впервые назвал генерал П. А. Белов. Тот самый генерал, конникам которого в 1942 году в этих местах был обеспечен проход через Варшавское шоссе для развития дальнейшего наступления на Вязьму.
На высоте 186,1 в феврале 1942 года были окружены полки 340 стрелковой дивизии 50 армии. Бились долго, вышли с большими потерями. В ЦАМО РФ в Подольске есть подробное описание в фонде 340 сд событий в окружении (Фонд 340 сд (№ 1657), опись 1, дело 3). Кроме зимних боев 1942 года, здесь еще и летом 1942-го были серьезные сражения. Фронт в этих местах стоял с 19 января 1942 года и начал меняться в нашу пользу только с 5 марта 1943-го.