Оренбургские эксперты объяснили, зачем контролировать рекомендательные системы в Сети

В России могут взять под контроль рекомендательные сервисы в соцсетях и других интернет-ресурсах. В комитете Госдумы по информационной политике поддержали соответствующее предложение московского отделения Ассоциации юристов России.

Также предлагается дать возможность пользователям по желанию отключать подобные рекомендации. Эксперты считают, что, используя информацию об активности человека в Сети, рекомендательные системы могут целенаправленно формировать потребности человека, влиять на его мнение и выбор. Это может давать экономические преимущества рекламодателям и другим заинтересованным сторонам.

Регулировать предлагается площадки, у которых более 100 тысяч посетителей в сутки и которые обрабатывают данные более 500 тысяч пользователей из России.

— Механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен, что оставляет пространство и возможность для манипулирования мнением пользователей в интересах ИТ-компаний. Регулирование алгоритмов – необходимая мера, чтобы предотвратить подобные манипуляции, — отметил оренбургский IT-разработчик Михаил Топчило.

Хотя возможные изменения интернет-пользователи могут сначала воспринять негативно, в них есть свои преимущества, считает руководитель SMM-агентства «Профиль» Екатерина Семенова.

— С одной стороны, среди огромного массива информации благодаря таким «подсказкам» пользователю проще находить интересную ему информацию и не утонуть в море ненужного контента. Данные профиля пользователя помогают показывать ему именно те товары и услуги, в которых он с большей вероятностью нуждается. С другой стороны, пользователь попадает под искусственное ограничение инфополя. Так логичнее было бы дать возможность человеку самому при желании отключать работу рекомендательных сервисов, — подчеркнула Екатерина Семенова.