Опередил своё время: в Оренбурге вспоминают музыканта Валерия Бабина
Продюсер был найден убитым в офисе собственной фирмы на улице Володарского в декабре 2018 года. Сегодня, 28 января, прошло 40 дней со дня смерти музыканта.
Родители Валерия Бабина — Нина Кронидовна и Виталий Михайлович, познакомились будучи студентами Оренбургского техникума железнодорожного транспорта. После окончания были распределены для дальнейшей работы по специальности в Красноярск, где 1 марта 1957 года и родился Валерий.
Маленький Валера был очень спокойным и молчаливым ребенком, не плакал и не беспокоил по пустякам. Через четыре года семья вернулась в родной Оренбург. Жили, как и вся страна, — не очень.
Игрушки, порой, делали сами. Деревянное ружье, смастеренное папой Валеры Виталием Михайловичем, долго не имело альтернативы среди дворовых пацанов.
Валера рос смышленым, забавным ребенком и друзья семьи наперебой приглашали его в гости пообщаться.
Мама Валеры, Нина Кронидовна, с успехом окончила Оренбургское музыкальное училище и нашла свое призвание в Оренбургском училище культуры.
В 1964 году Валера сразу начинает посещать две школы — 59 общеобразовательную и 3 музыкальную на улице Караван-Сарайской по классу фортепиано у педагога Людмилы Алексеевны Даньшиной. Валера всегда имел хорошие оценки и, по словам педагогов, играл очень прилично.
Находясь под воздействием волшебной силы искусства, Валера в 1970 году организует свой первый дворовый ансамбль прямо на ступеньках своего дома. Молодежь Селивановского переулка не раз собиралась на выступления самодеятельных музыкантов и подолгу обсуждала их первые успехи.
В 1975 году Валерий окончил школу и поступил в Оренбургский политехнический институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Там он знакомился с Юрием Костиным, клавишником будущей совместной группы.
В 1980 Валерий был призван на службу в Советскую Армию в город Москву, где занимался проектированием фундаментов. Через год, вернувшись домой, поступил на службу в «Оренбурггражданпроэкт». Затем занялся предпринимательской деятельностью. В 1998 году организовал ООО «Музыкально технический центр», который и возглавлял до последнего дня.
Из воспоминаний Юрия Костина: «Шел 1976 год, когда мы, студенты второго курса Оренбургского политехнического института, познакомились с Валерой.
Как и у многих увлекающихся современной музыкой молодых людей, возникла мысль создать на нашем факультете музыкальную группу. Одним из инициаторов был Валерий Бабин.
В то время, когда в стране существовал железный занавес, тяга у молодежи к современной музыке была особой, это был своеобразный культ.
Валерий увлекался коллекционированием зарубежных пластинок, много слушал, хорошо разбирался в современной музыке. Стать музыкантом — его мечта.
В результате появился музыкальный коллектив под названием «Консонанс».
Несмотря на то что Валерий окончил музыкальную школу по классу фортепиано, он быстро овладел игрой на бас гитаре и влился в этот коллектив.
Основой репертуара были известные зарубежные хиты того времени. Как и все, мы тогда играли на танцплощадках, в ресторанах, давали концерты на турбазах, предприятиях города, участвовали в конкурсах.
Это было интересное творческое время. Валерий много сил отдавал развитию ансамбля, ездил в Актюбинск, Москву за звуковым оборудованием, которое тогда было в большом дефиците! Была создана хорошая музыкальная программа. Мы сотрудничали с Оренбургским Драматическим театром и Оренбургским театром Музыкальной комедии. Были и гастрольные поездки по Оренбургской области.
К сожалению, студенческие годы пролетели быстро, и группа «Консонанс» распалась. Но Валерий не отказался от своих творческих планов. Он писал музыку, сочинял стихи и в результате появился его первый авторский альбом «Погружение», который был записан совместно с группой оренбургских музыкантов в студии «Виктория» в 1995 году, издан компакт диск в Екатеринбурге в 1996 году».
Из воспоминаний Вадима Долгополова: «Я с Валерием познакомился в 1976 году, когда появился «Консонанс», где он играл на бас гитаре. Мы все начинали с музыки «The Beatles», этот феномен был частью нашей жизни, это прекрасная школа для эстрадных музыкантов.
Валерий был творческим человеком, наша дружба основывалась именно на творческом взаимодействии, мы ценили мнение друг друга. Его важная черта — он трепетно относился к друзьям! Всегда спокойный, доброжелательный, благодушный. Когда записывал свой альбом, приходил за советом, рецензией, делился творческой идеей и прислушивался к моему мнению. Мы были с ним творческими единомышленниками».
Из воспоминаний Зои Беспоместной (Гайнуллиной): «В то время в стране был музыкальный голод, в Новогоднюю ночь писали на магнитофоны телепередачу «Музыкальный серпантин», а у Валерия всегда находилась желанная музыка и мы были безмерно этому рады. Петь на английском языке в то время не приветствовалось и Валерий сочинял свои тексты для шлягеров на русском языке, обладал незаурядным поэтическим даром. У него было чутье на хорошую музыку и способность к многоголосному пению.
Богатство внутреннего духовного мира, потрясающее воображение позволили Валерию создать музыкальные шедевры, которые, как мне кажется, предвосхитили творчество Бориса Гребенщикова и не совсем были поняты народом. Он просто опередил свое время».
Из воспоминаний Виктора Расовского: «С Валерой я познакомился в 1992 году. Он буквально завалил меня своими творческими проектами и рассказами о своих прошлых приключениях работы в музыкальных коллективах. Я понял сразу, передо мной профессионал! В 1995-1997 годах мы встречались в студии «Виктория», где Валерий вместе с композитором и аранжировщиком Юрием Коржемановым воплощал свое творчество в реальную звуковую дорожку. Он был одержим записью и изданием своего альбома «Погружение». Всегда чувствовалось, что он знает, что нужно делать дальше.
В 2003 году по предложению Валерия, я перешел работать в ООО «Музыкально технический центр» в качестве звукорежиссера студии звукозаписи. В эти годы в студии записывались группы «Озеро эльфов», «Арсенал» и были выпущены в тираж их альбомы.
Не прекращалась концертно-выездная деятельность «Музыкально технического центра» и груженые звуковым оборудованием фуры колесили по Оренбургской области, обеспечивая в то время ликвидацию дефицита профессионального сценического оборудования. Такая тяжелая мужская работа в мороз, под дождем, на жаре.
И где у Валеры находились силы терпеть все неурядицы в коллективе, сглаживать эмоциональность взаимоотношений. Он часто вкладывал средства и нервы в мероприятия, которые не давали явной прибыли. Он верил, что этим укрепляет будущее оренбургской музыкальной культуры и дает шанс молодым музыкантам проявить себя. Он умел верить людям и их прощать.
Я благодарен Валерию за профессиональный рост, за терпение к моим обстоятельствам (жена не работала и воспитывала сына инвалида детства), за доброту и бескорыстность».
Музыканты, которым он когда-то помог, тоже считали себя его детьми: «Для нас он был как отец. Для групп «Озеро Эльфов» и «Мои НЛО» он создал когда-то все условия, чтоб мы могли творить.
— Нет смысла говорить о том, как к нему относились люди, с которыми он сотрудничал. Это всегда было уважение и удивление, как можно быть директором и управлять такой серьёзной компанией, как «Музыкальный технический центр».
— Я никогда не забуду времена, когда мы с другими работниками сцены ставили эту самую сцену. Как Валера вместе с нами таскал эти тяжести. Все это было и делалось ради искусства. И он понимал, что кто-то должен это делать. А кто, кроме него?
— У Валерия Витальевича, возможно, не было человеческой злости, чтобы ненавидеть людей за предательство и жалкие поступки. Он сделал для оренбургской музыки столько, сколько другому сложно повторить. Достаточно лишь сказать, что все иностранные музыканты, приезжая в Оренбург, были потрясены уровнем аппаратуры, которую им предоставлял «Музыкальный технический центр».
— Слов больше нет. И слёзы не текут… Есть только ярость по отношению ко всему этому обществу, — написали в социальных сетях участники группы «Мои НЛО».
Валерий Бабин руководил ООО «Музыкальный технический центр» и занимался прокатом аудио и видеоаппаратуры. Он был музыкантом, композитором, занимался организацией концертов, продюсировал начинающие рок-группы. Валерию Бабину был 61 год, у него остались двое детей. Убийцы музыканта до сих пор не найдены.
Фото из личного архива друзей Валерия Бабина