Неделя предпринимательства: кого греет инкубатор? Бизнес-инкубатор

Оренбург, 27 мая — РИА «Оренбуржье»

27 мая в Оренбургском областном бизнес-инкубаторе прошло выездное заседание комитета Законодательного собрания области по экономической политике, промышленности и предпринимательству.

В Оренбургской области продолжается Неделя предпринимательства. Конференции, круглые столы, заседания, которые проходят в рамках Недели, призваны через широкое обсуждение обозначить проблемы и найти пути решения, способствующие интенсивному развитию малого и среднего предпринимательства в области. Одна из насущных вопросов в этой сфере – работа организаций инфраструктуры поддержки: технопарков, бизнес-инкубаторов, консалтинговых фирм, центров и фондов поддержки малого бизнеса, информационных агентств, бизнес-центров и других. На эту тему и говорили на выездном заседании представители власти, бизнеса, организаций инфраструктуры и объединений предпринимателей.

Созданием благоприятных условий для работы субъектов малого бизнеса в Оренбуржье занимаются два бизнес-инкубатора в областном центре и Орске, Гарантийный фонд, фонд содействию развитию инвестиций в бизнес, Торгово-Промышленная палата, областной союз промышленников и предпринимателей, фонд поддержки малого предпринимательства, региональное представительство «Европейского Информационного Корреспондентского Центра» и прочие центры.

За время существования оренбургского бизнес-инкубатора (с 2005 года) споры вокруг его функционирования не прекращались. На прошедшем заседании ему снова уделили повышенное внимание. Основные замечания по работе бизнес-инкубатора касались неэффективного вложения бюджетных средств в начинающих предпринимателей, а также не выполнения им роли катализатора инновационного развития региона. Президент Торгово-промышленной палаты области Виктор Сытежев отметил, что необходимо дать бизнес-инкубатору больше самостоятельности и, возможно, перевести под самоокупаемость, сформировать у его директора заинтересованность в проекте – пусть даже финансовыми методами – и предоставлять начинающим предпринимателям больше услуг.

Директор бизнес-инкубатора Павел Бородин со своей стороны отметил ряд причин, которые тормозят развитие проекта. Это пробелы в областной нормативной базе, отсутствие современных  помещений, квалифицированного персонала (менеджеров по развитию), перекос на финансовую систему поддержки в ущерб консалтинговой и имущественной, нехватка площадей для удовлетворения всех имеющихся заявок (необходимо около 12 тыс.кв.м, а имеется только 7 тысяч). Бородин подчеркнул, что бизнес-инкубатор занимается оценкой эффективности своей работы: из 70 бывших клиентов, с которыми удалось связаться, около 50-ти – состоявшиеся предприниматели (всего услугами бизнес-инкубатора за все время существования воспользовались 116 бизнесменов).

Досталось критики и Гарантийному фонду для субъектов малого и среднего предпринимательства. Отвечая на обвинения в якобы необоснованных отказах на заявки предпринимателей, его исполнительный директор Юрий Варников объяснил их неблагонадежностью данных организаций и непрозрачностью их деловых договоров.

Среди других проблем, озвученных на заседании – недостаточная информированность о программах поддержки, несоответствие заявленных в программах и выделенных средств, малые сроки для предоставления микрокредитов, а также злободневное увеличение страховых взносов, из-за чего число зарегистрированных физических лиц с ноября 2012 по апрель 2013 уменьшилось на десять тысяч.

Все высказанные предложения по традиции «будут приняты к сведению».  Главная задача, которую обозначили участники на ближайшее будущее, — привести областное законодательство в сфере предпринимательства в соответствие с его ролью в современной экономике.