Надоел смс-спам? В УФАС рассказали, что должен знать абонент
Каждый из нас наверняка получал нежелательные сообщения или звонки рекламного характера, но далеко не каждый знает, что в некоторых случаях такая реклама может противоречить требованиям действующего законодательства. Заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова рассказала о многочисленных примерах нарушений и действиях рекламодателей.
— Людмила Юрьевна, как может распространяется реклама с помощью средств связи?
— Реклама может распространяться с помощью телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи и иных видов электросвязи, в том числе по сетям «Интернет». Если говорить о конкретных примерах, то это может быть телефонный звонок с предложением какого-либо товара или услуги, СМС-сообщение, сообщение на электронную почту.
— Какие требования существует к распространению такой рекламы?
— Обращаю внимание потребителей, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. В связи с этим, при заполнении какой-либо анкеты или согласия, потребителю необходимо внимательно ознакомиться со всеми разделами, прежде чем подписать документ. В случае несогласия на получение информации рекламного характера, в соответствующем поле документа следует это обозначить.
— Как быть, если сначала гражданин дал согласие, а потом захотел его отозвать. Предусмотрена такая возможность?
— Безусловно. Законом о рекламе такая возможность предусмотрена. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с требованием прекратить распространение информации рекламного характера.
— Должен ли гражданин доказать, что не давал согласия на получение рекламы?
— Нет, эта обязанность возложена Законом о рекламе на рекламораспространителя. В случае, если он не докажет, что согласие абонента было получено, реклама может быть признана ненадлежащей. Поэтому рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом, согласие абонента должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать абонента. Иными словами, простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно ее заполнил, не является соблюдением указанного требования.
— Кто является рекламораспространителем? Всегда ли это оператор связи?
— Не во всех случаях. Оператор связи — это поставщик, который только обеспечил подключение к сети электросвязи. А рекламораспространитель — это лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Это может быть как непосредственно юридическое лицо, рекламирующее свой товар или услугу, либо организация, с которой заключен договор на распространение рекламных сообщений или звонков.
В некоторых случаях рекламораспространителем может является оператор связи, предлагая клиенту свои услуги. Если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы.
— Допускается ли автоматическое дозванивание или автоматическая рассылка рекламы с применением средств связи?
— Нет, такая рассылка Законом о рекламе не допускается. Под запрет подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).
— Если реклама распространяется посредством мессенджеров (WhatsApp, Viber), нужно ли согласие абонента?
— Требования Закона о рекламе на них не распространяются, так как скачивая приложение на мобильный телефон, пользователь дает согласие на получение различной информации. К счастью, у таких сервисов есть возможность внести в спам или заблокировать номера, с которых приходит нежелательная реклама.