Надежд всё меньше. Оренбургские фермеры о ЧС на поле
Из-за погодных условий в Оренбургской области сложилась, по сути, чрезвычайная ситуация. У земледельцев сегодня одна тревога – пойдёт ли дождь. Измученные жарой и жаждой растения с поникшими блёклыми листьями из последних сил пытаются выбросить колос. Посевы изреженные, рядки растений прерываются чёрными прогалами.
Василий Русеняк, елатомский фермер, аккуратно разрывает землю: невзошедшие семена лежат и ждут влаги. А на календаре – почти середина июля.
Земля тревоги нашей
Прошлая осень была скупа на осадки. В результате в Бугурусланском районе вместо 20 тысяч гектаров озимыми заняли лишь 11. На 2 тысячах из них всходы не смогли развиться.
Весной яровыми культурами заняли более 90 тысяч гектаров. Но погода опять спутала все карты. Низкие температуры с заморозками держались до середины июня. А потом пришла 30-40-градусная жара. Без осадков. При таком стрессе растения замерли и почти не росли. Ильяс Мухарямов, начальник управления сельского хозяйства, говорит, что сегодня высота яровых всего 15 – 20 сантиметров вместо 50 – 60 и они уж е выколашиваются. По минимуму: один стебель, а в колосе, скорее всего, будет лишь 3 – 4 щуплых зёрнышка. В экстремальных условиях растения запускают программу выживания, чтобы дать потомство.
Житель села Елатомка Николай Овчинников ведёт записи о погоде. По его данным, с начала мая нормальных дождей не было. С локальными осадками повезло некоторым территориям Пилюгинского, Завьяловского, Русскобоклинского сельсоветов. Но в целом район оказался в условиях, близких к недоброй памяти 2010 года. Специалисты говорят, что даже если в ближайшие дни пройдут хорошие дожди, зерновым они уже не помогут. Более того, на полях пойдёт зелёный подгон, он помешает собрать и то, что вырастет.
Впрочем, осадки ещё помогут подсолнечнику. За счёт мощной корневой системы он как-то держится. Но картина очень пёстрая. На поле у Василия Русеняка по краям подсолнечник неплохой, а дальше, особенно на буграх, изреженный и маленький, сантиметров 10 высотой.
– А ведь сеяли в одно время, – говорит механизатор Николай Григорьев.
Земля на полях в крупных трещинах, напоминающих раны. Проверяли: на 10 – 12 сантиметров вглубь сухая. В таких условиях растения без полива обречены.
Немногим лучше ситуация в соседнем Асекеевском районе. Ляйсан Лутфуллина, ведущий агроном отдела сельского хозяйства, сообщила, что озимые неплохие, ожидаемая урожайность – 15 – 20 центнеров с гектара. А вот с яровыми беда. Сейчас собирают данные в хозяйствах, большинство аграриев дают прогноз практически полной гибели весенних посевов.
Специалист управления по работе с сельскими территориями Абдулинского городского округа Владимир Пётов отмечает, что ситуация сложная, но повода для паники нет. Подсолнечник в районе в хорошем состоянии. Да, он ниже, чем обычно, но 15 – 16 центнеров с гектара должен дать. У озимых идёт налив колоса. Солнцепёк прижёг растения, рожь, к примеру, выросла лишь по колено, яровые дадут минимум. Идёт сенокос. Люди понимают, что нужно собрать и сохранить всё, что выросло. Есть надежда на второй укос – когда-то ведь должны пойти дожди!
Запас кармана не трёт
Вспоминая прошлогодний сенокос, сельчане только вздыхают. Нынче урожайность в 4 – 5 раз ниже. Так, в «Новой жизни» с участка костра собрали 5 центнеров с гектара против 30 – 35 прошлогодних.
– Рулоны с сеном в этом году можно без преувеличения назвать ценным грузом, – отмечает директор асекеевского ООО «Кисла» Ибрагим Хафизов. – Если в хорошие годы нам удавалось с одного гектара заготовить 12 и даже 15 центнеров сена, нынче этот показатель едва дотягивает до 2 центнеров.
Впрочем, многих выручат прошлогодние запасы. У тех же кислинцев осталось порядка 2 тысяч центнеров сена и такое же количество сенажа.
– Для сытной зимовки 520 голов крупного рогатого скота необходимо заготовить ещё 4 тысячи центнеров сена и порядка 10 тысяч центнеров сенажа, – поделился планами Ибрагим Асхатович. – Имеются многолетние травы, кукуруза, люцерна, эспарцет, костёр, а также смесь овса и бобовых. Наберём!
К примеру, та же бугурусланская «Новая жизнь» приобрела 700 рулонов прошлогоднего сена у фермера Юрия Игнатьева. Василий Русеняк активно ведёт сенокос, говорит, несмотря на сложности, обеспечит работников и пайщиков кормами для животных. Фермер Пётр Федорин из села Коптяжево говорит, ситуацию усугубило подорожание топлива и дисбаланс цен. За литр солярки нужно отдать 47 рублей, а, скажем, за литр молока сельчане получают 12 – 16 рублей. Тем не менее уменьшать поголовье (крупный рогатый скот казахской белоголовой породы, овцы) он не намерен.
Пётр Васильевич в разговоре вспомнил старинную крестьянскую пословицу: «Умирать соберёшься, а пшеничку сей». В том смысле, что как бы ни было тяжело, нужно делать своё дело. Таков настрой большинства аграриев. При этом сельчане, конечно, надеются на поддержку государства.
Ильяс Мухарямов, начальник управления сельского хозяйства администрации Бугурусланского района:
– У нас из-за погодных условий сложилась, по сути, чрезвычайная ситуация. Её усугубляют высокая закредитованность хозяйств, подскочившие цены на топливо. В прошлом году многие фермеры приобрели земли бывшего «Бугуруслан Агро», разработали их, надеясь получить урожай и рассчитаться. Но засуха внесла свои коррективы. Аграрии не страховали посевы. Почему? Считают, что договоры облагаются такими условиями (семена высокого качества, применение удобрений и гербицидов, соблюдение всех агротехнических требований), что выполнить их невозможно, страховщики обязательно найдут зацепку и не выплатят компенсацию. Думаю, что из нынешней ситуации аграрии извлекут уроки. Во-первых, нужно сеять озимые, это страховая культура. Даже сейчас посевы дадут центнеров по 15. Во-вторых, очевидны преимущества хозяйств, в которых наряду с полеводством занимаются животноводством. Как, к примеру, в ООО «Дружба». Там урожай большей частью «пропускают» через скот и за счёт животноводческой продукции получают прибыль. В монопрофильном производстве всегда больше рисков.
Вера Кабанова, газета «Оренбуржье»