На Оренбургском ЛРЗ (входит в ГК «ЛокоТех») тепловоз 2ТЭ116 оборудован новой конструкцией
В секцию Б тепловоза 2ТЭ116 №1325 установлен радиатор ВВР с термодинамическим расширением. Модернизация конструкции произошла в рамках реализации утвержденного перечня дополнительных работ по выполнению эксплуатационной надежности серий тепловозов 2ТЭ116 и ТЭП70 в 4 квартале 2020 года.
В настоящее время на тепловозах применяются радиаторные водовоздушные секции, разработанные еще в 50-ые годы прошлого столетия, что сегодня является экономически невыгодным.
Новая конструкция разработки ОАО «Ишимского механического завода» (ОАО «ИМЗ») – водовоздушный радиатор блочного типа с термодинамическим расширением, успешно применяется в западных странах и в настоящее время находит применение на железнодорожном транспорте России.
Установка радиатора ВВР решает проблемы надежности и прочности системы охлаждения при работе в условиях больших температурных перепадов и вибраций при движении локомотива за счет комплексных разработок, успешно реализованных в конструкции самого радиатора и его крепления к раме тепловоза.
По словам руководителя проекта по радиаторам ВВР, конструктора Ишимского механического завода Владимира Лаптева испытания оказались успешными.
— С августа 2013 года по 2019-й проходили испытания на тепловозе 2ТЭ116У №1524 секция «А». Они свидетельствует об успешной реализации конструкций блочных радиаторов, например, ресурс радиаторов увеличился в 18 раз, а вес охлаждающего устройства снизился на 23%. Гидравлическое сопротивление системы охлаждения снизилось на 90% по сравнению с гидравлическим сопротивлением штатного охлаждающего устройства. Снизились и затраты на вспомогательные нужды за счет уменьшения отбора мощности на привод вентилятора охлаждающего устройства. Также при использовании радиатора ВВР получилось отказаться от паянного соединения трубок к трубным решеткам за счет технологии завальцовки, – пояснил Владимир Лаптев. – И это далеко не все преимущества. В целом при использовании водовоздушных радиаторов, срок гарантии которых 20 лет, экономический эффект жизненного цикла тепловоза составить 29 – 30 миллионов рублей в расчете на одну секцию тепловоза».
В доработке проекта в стенах ОЛРЗ и установке радиаторов на тепловоз большую роль сыграли сами сотрудники завода – начальник конструкторско-технологического отдела Алексей Редин и начальник локомотивосборочного цеха Ашот Манучарян. А решением координационных вопросов по монтажу занимается техническая служба во главе с директором по технологиям ОЛРЗ Денисом Наумовым.
В настоящее время на ОЛРЗ готовятся к реостатным испытаниям установленного радиатора ВВР и приемке комиссии.