На кинофестивале «Восток-Запад» представили последний фильм Веры Глаголевой

Международная программа кинофестиваля «Восток-Запад. Классика и Авангард» открылась показом последнего фильма Веры Глаголевой «Не чужие», который был закончен уже после безвременной кончины актрисы и режиссера. Киноленту представляли – продюсер и верная подруга Глаголевой Наталья Иванова и исполнитель главной мужской роли, казахский актер Санжар Мади.

Наталья Иванова, перед показом, не смогла сдержать слез, и предложила сначала посмотреть картину, а потом поговорить. Зрительный зал был заполнен до отказа, сидели даже на ступеньках. Такое не часто встретишь в последнее время.

Весь фильм прошел при невероятной тишине зала, прерываемой лишь редкими комментариями и всхлипами особо впечатлительных зрительниц.

Действие картины происходит в маленьком рабочем городке, где-то на границе с Казахстаном, где в советские годы градообразующим предприятием был чего-то-там- добывающий карьер, который в 90-е годы был заброшен, и теперь огромная яма лежит рядом с городком, как символ какого-то страшного проклятия. Раньше все мужчины города работали на карьере, а теперь мужиков почти не осталось – многие уехали за лучшей долей, остальные – спились. Их места постепенно стали занимать выходцы из соседнего Казахстана.

Главные героини фильма – мать и две её дочери: старшая Галина вышла замуж без любви за рабочего с карьера, родила двух мальчишек, а после гибели пьяницы-мужа все в том же карьере, привела в дом красавца Рустама, которого полюбила всей душой, и ждет от него ребенка. Вторая дочь – Людмила в свое время укатила в Москву, нашла там богатого «папика» и жила с ним припеваючи, катаясь по дорогим курортам и роскошным европейским городам, но в «один прекрасный день» сытая жизнь закончилась и Мила прикатила в родную глушь, под мамино крылышко.

кадр из фильма «Не чужие»

Это – завязка драмы, в которой будет много чего – и обман, и измена, и беспросветное горе, а счастье, на которое так надеются героини окажется абсолютной химерой.

Фильм снят в жестоких реалиях жизни подобных людей в подобных городах. Жизнь там как бы застыла на периоде 90-х годов: обшарпанные дома-бараки, в которых живут люди, были явно построены в тот период, когда карьер запускался в эксплуатацию, и народ был уверен, что скоро-скоро их ждут благоустроенные квартиры, современные школы и магазины, может быть даже театр. Но ничего не случилось, и лишь страшная яма карьера осталась зловещим воспоминанием и несбывшихся мечтах.

Кажется, что так и пройдет жизнь в этой беспросветной нужде и отчаяньи, а любви никакой и вовсе нет – одна похоть. Но, если вы подумали, что Вера Глаголева сняла очередную «чернуху», то вы жестоко ошибаетесь. Она сняла честный и страстный фильм о НЕВОЗМОЖНОСТИ такой жизни, о том, что в «конце тоннеля» обязательно будет свет.

Фильм снят по повести Ольги Погодиной-Кузьминой «Глиняная яма». В конце 90-х фильм по этому произведению хотел снять Алексей Балабанов и даже написал сценарий. Но в его понимании – это была история жестких межнациональных противоречий, а Вера Глаголева сделала главной темой фильма – примирение.

Наталья Иванова рассказала RIA56 о том, как зародилась идея картины:

— После того, как был закончен фильм «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», к нам обратились исследователи творчества великого русского писателя и предложили создать картину об отношениях Тургенева и Полины Виардо. Эта идея была принята Верой, но дело осложнялось тем, что подготовка к столь огромному проекту заняла бы несколько лет. И вот, когда в нашей работе над фильмом образовался перерыв, я посоветовала Вере почитать повесть «Глиняная яма». Она сначала наотрез отказалась – мол это абсолютно не мое – а потом изменила решение с условием, что изменит финал истории. Так и началась работа над фильмом. Поскольку он абсолютно камерный, основные съемки проходили всего несколько недель.

— Сколько материала было снято самой Верой Витальевной, и что вы доснимали без нее?

— Вера успела смонтировать 90% отснятого материала. А съемки без её участия – это флэшбеки Рустама из его прошлой жизни. Когда мы заканчивали фильм, то Верочка незримо присутствовала с нами. Мы знали, что мы – не одни, и когда сталкивались с какими-то проблемами, говорили – Вера, помоги!

— Нельзя не сказать и о таком факте, как отсутствие в картине известных актерских лиц. Это была принципиальная позиция?

— Нам хотелось, чтобы зрители не отвлекались на «узнавание». Самая известная здесь актриса – исполнительница роли матери – Татьяна Владимирова. Все остальные исполнители – безусловно талантливые, но пока еще мало известные актеры. Но у нас есть настоящая звезда – это казахский актер Санжар Мади, который сейчас делает стремительную карьеру не только у себя на родине, но и в России.

Санжар исполнил главную мужскую роль, того самого Рустама, который стал главным героем любовного треугольника. Вначале он не помышлял об актерской карьере, изучал иностранные языки, занимался спортом, и после окончания школы поступил в Казахский государственный университет на экономический факультет. Параллельно с этим он получил образование в Театральном училище. Хорошее знание иностранных языков позволило Санжару уехать в Америку, где он прошел курс обучения в New York Film Academy. По возвращении на родину, Санжар стал активно сниматься в кинолентах казахского производства, но естественно мечтал о карьере в России. В последние годы  удача ему улыбнулась, он снялся в комедии «Елки 2», приключенческом фильме «Охота за призраком» и супергеройском боевике «Защитники», который хоть и посчитали абсолютным провалом, но артиста заметили и рекомендовали Вере Глаголевой.

— Санжар, чем вам запомнились эти съемки?

— Как ни странно, но тяжким трудом, которого не было ни на одном боевике. Мы снимали фильм 2 недели, работали по 13 часов в сутки, я был абсолютно измотан. Казалось, что две недели длились целый год. Но я видел перед собой замечательных женщин, которые ни на что не жаловались, и забывал о своих проблемах. А Вера…Она – ангел

— Говорят, на съемках было несколько случаев, которые можно назвать мистикой. Расскажите…

— Да, но это было на съемках в Казахстане, когда мы снимали сцены разрушительного грязевого селя, уничтожившего всю семью Рустама. Там по ходу сценария нужен был туман, и он появился, как по-волшебству. А как только мы отсняли туман, пошел дождь, который также был необходим по сценарию. А сразу после окончания дождя выглянуло солнце… Это Вера с небес нам помогала, говорю же – ангел.

Не желая ни коим образом раскрывать секреты сюжета, хочу все же сказать, что давно не видела у зрителей  после окончания фильма таких чистых светлых слез. Думаю, что это были слезы не только из-за сюжетной коллизии, но и по Вере Глаголевой, очаровательной женщине, прекрасной актрисе и талантливому режиссеру, которая так рано ушла от нас на небеса.

В прокат кинокартина «Не чужие» выходит 15 ноября 2018 года.

18+