Оренбург и мусор: история борьбы

Интерес к мусорной проблеме областного центра подогревает то и дело горящий полигон с отходами. Оренбуржцы, проживающие в Степном,  рассказывают, что летом дым и запах от пожара на свалке проникают в квартиры даже через современные пластиковые окна, становится тяжело дышать. Решение проблемы было очевидно, но для его воплощения в жизнь потребовалось время.

Жаркое лето 2010

Горела свалка и раньше, практически каждый год. Иногда в этом удавалось найти виноватых. Так, в 2010 году, когда пожары на полигоне приняли масштаб экологического бедствия, свалка горела из-за директора ОАО «Управляющая компания «Оренбургский областной центр вторичных ресурсов» Сергея Овчинникова. Частник взял полигон в аренду, но нарушал технологию складирования и утрамбовки отходов. Образовавшийся метан спровоцировал возгорания внутри толщи гнилого мусора, писала тогда газета «Оренбуржье». Вместе с директором привлекли к ответственности инженера-эколога компании  Татьяну Григоренко. Но народу от этого легче не стало: свалка продолжала гореть.

В этих пожарах видели даже политическую подоплеку, мол, пытаются подорвать авторитет градоначальника. Прокурор Дзержинского района Оренбурга Алексей Литвинов подтвердил, что поджоги на полигоне имели место. Однако насколько они политизированы, доказать невозможно.

Интересно было и то, что региональное управление Роспотребнадзора тогда не располагало данными об отравлениях продуктами горения свалки. Не зафиксировало оно и превышений допустимых гигиенических нормативов основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Получается, дышать можно спокойно, но на официальном сайте ведомства при этом размещена информация о жутком воздействии продуктов горения на организм человека, а пожарные и врачи при запахе дыма советуют наглухо закрывать двери и окна.

Все эти факты подняли такой шум вокруг проблемы, что в городе в очередной раз всерьез заговорили о необходимости строительства мусороперерабатывающего завода. Но об этом чуть позже.

Миллиарды тонн отходов

По данным Росприроднадзора по Оренбургской области,  на территории нашего региона накоплено свыше одного миллиарда тонн отходов.  Среди них большую часть составляют ТБО – твёрдые бытовые (коммунальные) отходы. И основные проблемы, связанные с горами скопившегося мусора можно разделить на три группы: сбор отходов, система вывоза и система захоронения.

В том же злополучном 2010-м заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Владимир Белов признался, что существующая сейчас система очистки населённых мест от бытовых отходов в Оренбургской области несовершенна, отсутствуют предприятия по сортировке, переработке и уничтожению мусора и отходов, не внедряются системы раздельного сбора, вывоза и переработки, во многих территориях не организован вывоз бытовых отходов от частных домовладений.

Дополнительную проблему составляют несанкционированные свалки, которые стихийно образуются и требуют значительных средств для их ликвидации. На территории области расположено около тысячи таких свалок.

Решить все эти проблемы призвана областная целевая программа «Отходы» на 2011-2016 годы (аналогичная программа уже создавалась семь лет назад, но денег тогда не нашлось). Общий объём финансирования программы, включая средства предприятий региона, составляет 766 миллионов рублей. В ходе реализации программы осуществляется строительство полигонов ТБО в Бузулуке и Курманаевке. А также планируется начало строительства трёх полигонов ТБО: в Сорочинске, Северном и Первомайском районах.

В областном центре также есть программы по борьбе с отходами. Сейчас здесь реализуется «Концепция развития системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории города Оренбурга до 2015 года», которая в числе прочего предусматривает строительство мусоросортировочного комплекса. Всего по программе на решение проблем с отходами предусмотрено 400 миллионов рублей. К слову, в последнее время в Оренбурге действительно заметно, куда тратятся эти деньги: установлены сетки для сбора пластиковых бутылок, вкопаны в землю новые мусорные контейнеры, которые не пахнут, пока с них не посрывают крышки-клапаны, закуплена новая техника. Теперь мусор из современных контейнеров вывозят специально оборудованные «Скании», а на мусорном полигоне работает новый каток-уплотнитель. 26-тонная машина специально разработана для полигонов ТБО. Она приобретена в рамках реализации программы Ассоциации перевозчиков ТБО по утилизации отходов. Специализированная машина позволит на площади полигона захоронить в три раза больше отходов.

Заводы строятся

Сегодня, 22 января, в Оренбурге запускается долгожданный мусороперерабатывающий комплекс, построенный в рамках все той же концепции развития системы обращения с ТБО. Теперь весь городской мусор будет проходить через сортировочный конвейер завода, после чего примерно 60% отходов поступит на переработку, а  40% – будет утилизироваться на полигоне в прессованном виде. В течение 10 лет планируется захоронение мусора полностью прекратить.

— Содержание полигонов бытовых отходов обходится бюджету намного дороже, чем строительство вот таких современных предприятий по утилизации и переработке, — сказал Юрий Берг. – Это начало цивилизованного подхода к переработке мусора и перспективы здесь самые хорошие. В Европе эту проблему начали решать ещё в 70-е годы прошлого века, и сегодня там перерабатывают практически всё без остатка. Как это ни удивительно, но в городскую казну от сдачи мусора там поступают деньги, а заодно и решается экологическая составляющая.

В Орске тоже пытаются построить свой завод.  Там приступили к реализации проекта строительства комплекса по сортировке (переработке) твёрдых бытовых отходов (ТБО) и отходов резины. За период 2011-2013 годов в правительство области поступило около 30 предложений по внедрению проектов по переработке ТБО. Многие предложения изначально высокозатратны, предполагают повышение тарифов для населения, поэтому на сегодняшний день неприемлемы для внедрения.

Предполагается, что производительность завода, который давно собираются строить в Орске, составит свыше 150 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год. На первом этапе предприятие сможет перерабатывать порядка 15% мусора, а чуть позже — 55% после того, как комплекс будет достраиваться. Вопрос о начале строительства и сроках пока что не открыт — последний раз местный горсовет отложил принятие решения по выделению подготовке земли под завод.

Тогда камнем преткновения стало предполагаемое место размещения мусороперерабатывающего комплекса (на месте бывшей второй производственной площадки механического завода). Для постройки завода этой территории необходимо присвоить статус зоны предприятий I-II классов вредности. Комиссия рекомендовала главе города отклонить данный вопрос, на заседании горсовета решение комиссии поддержали. На этом пока что все остановилось.

Завод не панацея

Этим летом оренбургская свалка, как мы уже говорили, вновь горела. Тушить пожары на свалке примерно так же сложно, как торфяные. Единственный способ, который нашли пожарные – перекрыть доступ кислорода, засыпав место возгорания глиной.

Открывшийся завод вряд ли будет перерабатывать старые мусорные горы – скорее всего работа будет направлена на текущий поток отходов. На свалке в этом году разработали новую систему тушения возгораний. Весь полигон поделили на сектора, поэтому выяснить, где появился очаг, и затем тушить пламя теперь проще, чем в том же 2010. Но это не значит, что пожары полостью прекратятся.

Всего в Оренбуржье под складирование мусора занято около 2 тысяч гектаров. И все же бытовых отходов накоплено не так много, как промышленных: на миллиард тонн отходов доля ТБО всего 16 миллионов тонн. Но это уже совсем другая проблема.