Микс «Макбета» и «Левиафана». «Восток-Запад» показал «Лес» Романа Жигалова

О кинокартине «Лес» дебютанта Романа Жигалова заговорили еще в 2017 году, после показа её на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Там фильм стал своеобразной сенсацией и был удостоен нескольких наград, в том числе режиссер получил премию «За лучший дебют». С тех пор началось путешествие «Леса» по фестивальным орбитам, и практически везде он был отмечен. Теперь он добрался и до оренбургских степей.

Как ни странно, но более, чем за год после выхода фильма, на него нет ни одной более-менее внятной рецензии критиков. Как по секрету сообщил мне один из гостей фестиваля, попросивший не называть его фамилии, — боятся они про «Лес» писать. Напишешь отрицательно – будет неправда, а положительно – обвинят в антироссийских настроениях, как было с «Левиафаном».

Тем не менее, показ фильма состоялся, и оренбуржцы смогли сами сделать выводы из увиденного.

В целом фильм можно расценить, как рассказ о «гармоничном» существовании людей в лесном поселке Озерное. Ни дня не обходится там без криминальных событий: районные гопники приезжают в поселок за школьницами, а их родители, чтобы отобрать у сельчан единственное стабильно работающее предприятие – пилораму. Рабочие вроде вначале ополчаются против обидчиков, но при наличии водки теряют кураж и сдаются. Школьники, готовясь к «стрелке» с приезжими, объявляют чуть ли не мобилизацию, но не могут организоваться, занимаясь травлей друг друга. Никто ни на что не надеется.

Главных героев вполне можно соотнести с шекпировскими персонажами, настолько обнажены их чувства и страсти. Главный герой (Олег Феоктистов) живет с нелюбимой женой, не ладит с сыном и заглядывается на красавицу-соседку (Наталья Рычкова), которой, в свою очередь, симпатичен его сын, хоть он и значительно младше её.

Лес в фильме представляется как символ современной России, где каждый человек живет в ожидании удара от другого. Используя самый низкий из жанров (измены, поножовщина, пьяные драки, в общем, сюжеты для популярных у нас в стране телешоу).

Роман Жигалов и его команда создали трагедию редкой чистоты замысла и еще более редкого сострадания. Рассказывая о работе над картиной, Роман заметил, что трудностей и проблем в этом деле оказалось не меньше, чем у жителей Озерного. Разве что никто никого не убил.

— Мы запустились с картиной еще в 2009 году, — отметил режиссер, но дальше дело не пошло. Куда-то исчезли деньги, выделенные министерством культуры, так что пришлось снимать на свои. В перерыве между съемками, я успел отслужить в армии, о чем совсем не жалею.

— Эта история абсолютно современна, — продолжил Жигалов.- Главный герой, юноша, переживает конфликт с отцом, страсть к женщине, не находит понимания у товарищей и других жителей села. Подобные ситуации есть в жизни людей, только про это стараются не говорить.

kinopoisk.ru

Мнения зрителей после просмотра разделились. Кто-то вспоминал пресловутого «Левиафана»  — зачем нам снова эта чернуха! Некоторые отмечали внутренне сходство с фильмом Юрия Быкова «Дурак». Кое-кто даже демонстративно уходил. Но равнодушным фильм не оставил никого.

В финале картины полыхает огромное кострище, но это вовсе не очистительный огонь. Бревна после пожара становятся похожи на черепа с картины Верещагина «Апофеоз войны». А потом камера воспарит высоко-высоко, и безжалостный лес станет проклятием, от которого не убежать.

Наверное, это и есть главная цель киноискусства.

18+