Машина создана для человека, а не человек для машины

Суббота 19 октября запомнится кувандычанам надолго. Именно в этот день в Кувандыке прошли спортивные соревнования по джип-триалу, имеющие необычное название «Золотая осень в камышовом раю». Причем гонки проводились не в каком-то труднодоступном месте, а практически в центре города ― на болоте позади девятиэтажки по ул.Комсомольской, 1.

Мероприятие вызвало повышенный интерес у кувандычан задолго до проведения. Кто-то хвалил организаторов, предвкушая зрелище, а кто-то наоборот, критиковал за выбор места проведения. Дескать, гонки на внедорожниках нарушат хрупкую экосистему болота. Нельзя сказать наверняка, кто прав, а кто нет, но в одном можно быть уверенным ― гонки действительно получились очень зрелищными. Все знают, что осень ― грязная пора. А теперь представьте огромное количество грязи, сконцентрированное в одном месте. Именно так и выглядело место проведения заездов. Чистюли вряд ли обрадуются подобной панораме, но джиперов сложно назвать такими.

Соревнования начались в полдень. Честь открытия заезда досталась квадроциклам. Что такое квадроцикл? По сути, это маленький четырехколесный трактор с седлом от мотоцикла и норовом, как у бешеного носорога. Казалось бы, только судья взмахнул рукой ― а пилот квадроцикла уже проезжает первый поворот, смачно порыкивая мощным мотором и запуская в небо фонтаны грязи из-под колес.

Не прошло и двух минут, как первый квадроцикл уже несется к финишу. Но на его пути встала могучая преграда — глубокая (по колено взрослому человеку) лужа, где вода находится на самой поверхности, а на дне притаилась липкая жижа. Впрочем, «квадрик» без проблем осилил это препятствие. Еще бы, малая масса (по сравнению с автомобилем) и высокая скорость способны на многое! Вездеход увяз лишь в самом конце, провалившись левыми колесами в смесь воды, ила и земли. Увяз, но не застрял. И водитель, добавив газа и пустив фонтанчик грязи, выбрался на сушу. Еще чуть-чуть, и финиш! Вслед за первым квадроциклом трассу прошли еще два участника. Все они без особых эксцессов смогли преодолеть «камышовый рай».

А вот дальше началось самое интересное: заезды полноценных автомобилей. Почему «самое»? А потому, что в глубокой грязи, как и на рыхлом снегу, вес транспорта имеет отнюдь не последнее значение. Но обо всем по порядку.

К стартовой черте подъехал весьма редкий гость на наших дорогах: американский внедорожник «Jeep Wrangler”. Кстати, именно благодаря этой компании в России привыкли называть легковые автомобили повышенной проходимости джипами. Маленький трехдверный джипчик внешне похож на некий гибрид «Нивы» и «Оки». Однако в его облике проскальзывают нотки агрессии и злобы. «Я самый-самый, и сейчас порву здесь всех и вся», — словно говорит он нам. И ведь практически порвал.

Старт «Wranglerа» нельзя назвать впечатляющим, однако машинка прошла практически всю трассу, застряла лишь в глубокой луже перед самым финишем, основательно сев на брюхо. Несмотря на отчаянные попытки выбраться своим ходом из ловушки, выпуская при этом весьма впечатляющие фонтаны грязи (отдельные комки взлетали на высоту 4-5 метров!), водителю пришлось прибегнуть к помощи. К счастью, организаторы поставили возле этой ловушки УАЗ для извлечения на волю застрявших спортсменов, и поэтому долго ждать помощи не пришлось. Русский джип, натужно порыкивая мотором, вытащил-таки «американца» на волю. И джип отправился финишировать. Вот только финишную линию пересек совсем не тот наглый и самоуверенный автомобиль, что был в начале. К финишу приехал морально сломленный мажор, практически полностью обмазанный грязью. Все бока автомобиля, вплоть до самой крыши, были покрыты толстым слоем грязи. Однако его водитель не выглядел грустным ― еще бы, получить столько адреналина за несколько минут!

Вторым на старт вышел другой иноземный гость ― японский «Nissan Patrol”. Весь в разноцветных наклейках, с гордой надписью «Корсар» над дверью багажника, «японец» словно бы говорил: «Я не повторю ошибок янки!». И не повторил. Старт был впечатляющим, с пробуксовкой задних колес и брызгами разлетающейся грязи. Но вот поездка не была долгой: буквально метрах в 50 от линии старта джип плотно засел в глубокой колее, оставшейся от заезда «янки». Попытки выбраться лишь усугубили и без того плачевное положение: «Nissan” плотно закопался колесами в вязкий грунт. И вновь на помощь ему пришлось идти «русскому Ивану» — УАЗу. Тот вытянул заляпанный грязью «Patrol” на сушу. И выглядел японец после короткого заезда еще более грязным, чем его предшественник. Кстати, водитель заморского вездехода отказался продолжать гонку, сославшись на неисправность авто.

После иномарок начался старт русских машин — «Нив» и УАЗов. Первой поехала повидавшая и лучшие виды (если судить по внешности) пятидверная «Нива». Казалось бы, каких подвигов можно ожидать от неказистого автомобиля в тех местах, где спасовал значительно более мощный и технически совершенный «Nissan Patrol”? Но, как оказалось, «красная армия всех сильней».

«Нивушка» потихоньку-полегоньку, периодически зарываясь в грязь, добралась-таки до финиша! Правда, самую последнюю лужу, в которой благополучно утоп американский джип, водитель не поехал. Однако ведь финишную линию пересек!

Вряд ли многолетняя грязюка, отказывающаяся высыхать даже в самое жаркое лето, мечтала взлететь поближе к небу. Однако ей это удалось: буксующие внедорожники поднимали в небо высокие фонтаны грязи, щедро одаривая ею зрителей, стоящих возле трассы. А зрителей было много. Те, кто не хотел марать свою обувь, ― стояли на пригорке позади домов. Некоторые же и вовсе вскарабкались на крышу девятиэтажки и оттуда обозревали окрестности.

Впрочем, водителей такие нюансы особо не интересовали. В отличие от их штурманов-помощников. Ведь именно последние в случае застревания внедорожника моментально выскакивали из теплого салона машины и окунались в грязь. Причем окунались в самом прямом смысле этого слова. Один такой штурман в танковом шлеме был с ног до головы обляпан грязью после неудавшийся попытки вытолкать севшую на брюхо Ниву. А ведь на улице стояла отнюдь не летняя погода. Робко выглядывающее из-за облаков солнышко так и не смогло победить холодный, пронизывающий ветер.

Однако застрявший авто на трассе ― далеко не самая неприятная вещь для гонщика. В таких адских условиях в любой момент может произойти поломка или авария. Нечто похожее случилось с серой «Шевроле-Нивой». Ее водитель показал отличный старт и имел все шансы проехать трассу. Наиболее сложный участок с глубокой колеей и вязкой грязью, помешавший многим гонщикам проехать трассу, преподнес еще один очень неприятный сюрприз. Водитель «Шевроле» решил проскочить этот участок на скорости, чтобы не застрять, как вдруг налетел передним правым колесом на какое-то твердое препятствие. Машина замерла как вкопанная, а ее задняя часть оторвалась от земли. Показалось, будто бы еще чуть-чуть, и автомобиль перевернется. Однако обошлось. Впрочем, американо-русскому вездеходу и так не повезло: хотя львиную часть удара принял на себя силовой бампер, у автомобиля все же мгновенно спустило колесо и погнулся колесный диск. Еще бы чуть-чуть и могла сломаться подвеска.

Многие зрители порядком устали от такой чехарды: чуть ли не каждый заезд сильно задерживался глубокими лужами. В итоге вместо зрелищной гонки получилось соревнование «Кто дольше просидит в луже». Наверное, поэтому, спустя пару часов после начала соревнований, количество зрителей поуменьшилось.

Однако участников это не волновало, равно как и трудности при прохождении трассы. В их глазах горел огонь и виднелся азарт. Что вполне объяснимо: как еще получится разбавить кровь адреналином в коротком промежутке между серыми буднями? А на мой вопрос, не жалко ли вам свой автомобиль, один из водителей ответил запоминающейся фразой: «Машина создана для человека, а не человек для машины». Между прочим, если вы подумаете, что такие соревнования под силу только мужчинам, спешу его обрадовать: в гонках участвовало и два женских экипажа. Правда, их вынесли в отдельную категорию, но сам факт весьма необычен.

Хочется отметить всю необычность и зрелищность подобных мероприятий. Джип-триал однозначно выигрывает у порядком поднадоевших футбола и волейбола. И, конечно же, очень хочется, чтобы подобные гонки почаще проводились в Кувандыке.