Любовь Тарасова: дело, которым ты занимаешься, необходимо и полезно
22 ноября в России отмечается День психолога. Несмотря на длительный срок существования, эту профессию можно считать относительно новой
.
Школьная социально-психологическая служба в Пономаревской СОШ существует достаточно давно. Не раз её коллектив сталкивался со сложными ситуациями, требующими немедленной психологической помощи и поддержки.
Любовь Владимировна Тарасова психолог со стажем. Уже в течение 10 лет она занимает должность педагога-психолога. Совместно с социальным педагогом Натальей Васильевной Кильдяшевой, они составляют тандем, способный эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Как сегодня изменилась социально-психологическая служба?
— В связи с состоянием современного общества у службы прибавилось работы. Мы активно сотрудничаем с администрацией района, педагогическим коллективом, отделом образования и органом опеки, хотя раньше ограничивались стенами школы. Цель нашей деятельности тоже за последнее пятилетие претерпела серьёзные изменения. Так, наиболее важной задачей представляется теперь не только охрана здоровья и развития личности участников педагогического процесса, но и содействие в приобретении ими психологических знаний, которые в последнее время вновь набирают популярность. Особенно интересуются ими старшеклассники, которые озабочены выбором дальнейшего профессионального пути.
Какие основные проблемы сегодня стоят перед службой?
— Со дня ее основания занимались решением задач по просвещению и профилактике вредных привычек учащихся. На данный момент, как это не удивительно, но среди наиболее актуальных тем, вопросов, связанных с курением, злоупотреблением алкоголя и наркоманией, нет. В последние 2-3 года в молодёжной среде наблюдается следующая тенденция: учащиеся не бродят бесконтрольно по улицам, проводя свободное от учёбы и работы время в спортивных секциях, уделяя повышенное внимание физической подготовке. Однако среди девочек появилось много курящих. А вот молодые люди, наоборот, отказываются от этой привычки.
— Остро встала другая проблема. В школе с каждым годом увеличивается количество ребят, которые недостаточно взаимодействуют с родителями из-за занятости последних на работе. Многим из них кажется, что главное обеспечить своего ребенка, но это не совсем так. Дети нуждаются в эмоциональном общении, иначе они чувствуют себя брошенными самыми близкими. В результате плохо адаптируются в социуме, недоверяя окружающим, или же, наоборот, ищут поддержку у посторонних людей, попадая от них в зависимость и отделяясь, тем самым, от семьи. Воспитание, транслируемое бабушками и дедушками, вносит значительный вклад в развитие личности ребёнка, но не всегда бывают желаемые результаты, которые могут быть скорректированы только родительским влиянием.
Много ли учащихся подвержены компьютерной зависимости?
— К сожалению, с внедрением новых технологий число детей, увлекающихся компьютерными играми и проводящими свободное время в интернет-среде, растёт. В основном подобная зависимость развивается у ребят, пытающихся быстрее повзрослеть и «перепрыгнуть» период 12-13 лет. Таким образом, недостаточно наигравшись со сверстниками, они пытаются заместить эту прореху в своём развитии при помощи видеоигр, посредством чего приспособиться к окружающему миру. Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания со стороны родителей и друзей, поэтому создавая «мир в себе», они снимают присущие им постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. Но у каждой медали есть две стороны. Дети, много времени проводящие за компьютером, прекрасно разбираются в его устройстве и проявляют интерес к техническим новинкам, совершенствуя знания по определенным предметам.
Увеличилось ли число школьников, воспитывающихся в семьях социально риска?
— Их количество остаётся неизменным. На данный момент эта цифра составляет примерно 26 человек. Среди них, естественно, есть те, с кем ведётся систематическая работа, но в основном ребята очень самостоятельные и интеллектуально одарённые. Мы осуществляем регулярное наблюдение за подобными семьями, контролируя условия проживания ребёнка и его посещаемость школьных занятий.
Отслеживаете ли вы судьбу выпускников?
— Судьба ребят нам небезразлична. Безумно приятно, когда так называемый трудный ребёнок, находящийся во время обучения в школе под нашим пристальным вниманием, подходит на улице и рассказывает о своих успехах, карьере и семье. В такие моменты понимаешь, что дело, которым ты занимаешься, действительно необходимо и полезно.