Льготы пенсионерам и максимум начинающим: ЦБ утвердил новые ставки ОСАГО
Центробанк утвердил на регистрацию новые базовые ставки для формирования тарифов ОСАГО. Согласно документу, у страховых компаний появится полсотни градаций коэффициентов, в зависимости от возраста и стажа. Тарифный коридор также расширили на 20% в обоих направлениях.
В указаниях о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО вводится более гибкая система коэффициента возраст-стаж с градацией ступеней в количестве 58 вместо действующих четырех. По итогам проведенных актуарных расчетов для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных – повышен.
Таким образом, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста.
В Центробанке считают, что новые базовые ставки позволят повысить доступность полисов ОСАГО и перейти к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя. Принятое указание является первым этапом реализации разработанных мер.
Новый документ предусматривает и переход к простой и понятной системе присвоения коэффициента бонус-малус. Он будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Как подчеркнули в ЦБ, кроме того, предусматривается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и 20% вверх. Предлагаемые изменения не позволят в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя, поскольку для этого необходимо изменить закон. Но тем не менее они создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой, считают авторы проекта.