Куклы замглавы Бугурусланского района путешествуют по миру

Заместитель главы администрации Бугурусланского района по финансовым и экономическим вопросам Светлана Зуева развернула на втором этаже своего дома в селе Пронькино творческую мастерскую. Женщина изготавливает куклы.

Искусством изготовления кукол Светлана Борисовна увлеклась недавно. Она мечтает стать настоящим профи в своем деле. Участвовать в международных выставках авторских кукол и передавать мастерство будущим внукам.

А началось все с несложных в исполнении кукол-оберегов (Травница, Берегиня, Коляда) ростом не выше 30 сантиметров. По древним славянским верованиям, они служат талисманом и приносят счастье и удачу владельцам. Особенность изготовления оберегов в том, что лица кукол не расписываются, дабы не допустить подселения нечистой силы через «зеркало души» — глаза.

Травница, например, шьется из ткани и набивается у основания пахучими сушеными листочками мяты, душицы, мелиссы, иван-чая, малины, смородины. Используют ее в качестве своеобразной ароматерапии и кладут на подушку для крепкого здорового сна.

Берегиня, представляет собой образ статной женщины с высокой грудью, символизирующий материнство, семейный достаток и благополучие. У куклы, одетой в цветастый сарафан с пышными рукавами, к поясу подвешены с обеих сторон мешочки с солью (признак наполненности жизни и благосостояния) и веник, чтобы отгонять всякую нечисть.

К рождественскому празднику по старой доброй традиции мастерится Коляда.

По наблюдениям Светланы Зуевой, куклы-обереги пользуются популярностью как у сельчан, так и городских жителей.

Расширяя поле творческой деятельности, Светлана освоила секрет изготовления еще одной куклы — Тильды. Эту «девочку», похожую на балерину, с вытянутым тельцем, мелкой головой, длинными руками и ногами — очень любят дети. Можно экспериментировать с прической.

Работая над Тильдой, Светлана не переставала думать о том, как бы подступиться к подвижной будуарной кукле. Это же совсем другой уровень, иная ступень мастерства. И первый опыт удался.

Есть в коллекции Зуевой и куклы, выполненные в смешанной технике. Часть 45-сантиметровой фигурки лепится из полимерной (самозатвердевающейся или запекаемой) глины, а часть шьется из текстиля. Изящное кукольное личико расписывается акриловыми красками, покрывается лаком, тонируется. Для роскошной шевелюры используется натуральный козий волос — пушистый и прочный. На одежду, миниатюрную обувь и изысканные аксессуары идут самые высококачественные материалы — специальный трикотаж «белый ангел» нидерландского производства, американский, японский и корейский хлопок, тончайшая лайка.

В профессиональной среде особенно ценятся винтажные вещи, поэтому в поисках антикварных тканей и кружев или каких-нибудь особенных пуговиц продвинутые кукольники прочесывают отечественные блошиные рынки и зарубежные бутики.

Светлана Зуева прошла несколько уроков у известных мастеров. В курсе всех крупных мероприятий и тематических презентаций в России и за рубежом. Большое впечатление произвела не нее недавно состоявшаяся в Москве XI ежегодная Международная выставка авторских кукол, в которой участвовало более тысячи мастеров из 26-ти стран мира. Она и сама мечтает со временем стать участницей этой выставки.

Многие куклы Светланы Зуевой хранятся в частных коллекциях россиян и жителей ближнего зарубежья — Украины, Беларуси, Казахстана. А одна из них уехала в Канаду.

— Но есть несколько кукол, с которыми никогда не расстанусь даже за крупное вознаграждение, —  говорит Светлана.

Среди них — одна из первых кукол Машенька. Не очень удачная в исполнении, немного примятая, неказистая. А также  будуарная кукла Адель. Эта невероятно утонченная и эффектная барышня пришлась по вкусу одному коллекционеру. Но Светлана Зуева отказалась ее продать.

Особенно ценит мастерица и мокшанскую невесту в национальном свадебном наряде. Ее костюм воспроизведен в полном соответствии с описанием и иллюстрациями из книги «Мордовский национальный костюм». С большой любовью и скрупулезностью мастерила Светлана рубаху в форме туники, головной убор, пулакш, полосатые чулочки.

— Если и придется расстаться с этой куклой, то она уйдет либо в этнографический музей, либо к истинному ценителю мордовской культуры, — сказала Зуева.

 

Людмила Павлова, газета «Бугурусланская правда»