Кто снимает сливки? Оренбургские фермеры жалуются на низкие закупочные цены на молоко

 

Цены на сельскохозяйственную продукцию продолжают удивлять. Так, в Оренбургской области закупочная стоимость молока снижается, тогда как затраты на производство возрастают: дорожает топливо, электричество, оборудование и так далее. Оренбургские фермеры называют молочное производство «камнем» низкой рентабельности, который так и тянет животноводство на дно. Ценообразование здесь явно противоречит здравому смыслу.

Заметное снижение закупочной стоимости на молочную продукцию ощутили производители молока Асекеевского района ещё в феврале, когда ценовая планка опустилась с 21–19 до 17–16 рублей за один килограмм. Это в то время, когда численность крупного рогатого скота падает, а сельчан призывают увеличивать молочное поголовье. Для чего? Чтобы, работая в убыток, отдавать молоко за бесценок, а переработчики, получая существенные прибыли от реализации упакованного молока, на них наживались? Другие мысли в голову не приходят. Как в таком случае будет развиваться отрасль, как будет выживать?

— Сегодня мы вкладываем средства в реконструкцию производственной базы, в наращивание объёмов продукции, — замечает зоотехник колхоза «Мирный» Хусаин Хайруллин. — Но при низких ценах на молоко имеет ли смысл тратиться на это?

Действительно, насколько целесообразно строить фермы, увеличивать поголовье скота, наращивать объёмы производимого молока, если нет прибыли, которая позволила бы модернизировать производство, увеличить заработную плату труженикам ферм.

Аграрное производство в настоящее время тоже приравнено к бизнесу — только оно находится в не очень выгодном положении, да и о прибылях здесь говорить не принято. Не надо забывать, что производство молока — конвейерный процесс, который остановить до повышения цен, а потом запустить нельзя. Поэтому животноводы не могут диктовать свои условия, устанавливать цену, которая их бы устроила. Этим, судя по всему, и пользуются закупщики молока, играя по своим правилам, явно несправедливым: не хочешь — не сдавай.

Как иначе объяснить понижение цен зимой, когда молочной продукции мало. Обычно цены ползут вниз, когда начинается сезон большого молока, то есть в конце весны, летом. Или молоко на рынке не востребовано?

Сегодня в районе объёмы производимого молока увеличиваются, и составляют более 34 тонн ежесуточно. Основная часть из этой продукции реализуется.

Кстати, ценники на упакованную «молочку» не снизились, даже наоборот. В асекеевских магазинах один литр цельного фасованного молока жирностью 3,2 процента можно приобрести по цене от 43 до 48 рублей. То есть в два с половиной раза дороже, чем предлагают производителям за сырьё. Получается, что от уменьшения закупочной цены выигрывают только переработчики молока и торговые сети, которые его реализуют, таким образом, снимая все сливки с молочного производства. А животноводы тем временем  ждут повышения цен на свою продукцию — надеются на лучшее.

Андрей Марков, газета «Родные просторы», Асекеевский район