Кто предал «Родину»? Сотрудники птицефабрики рассказали о критической ситуации
В пятницу, 10 августа, забастовка на птицефабрике «Родина» в Оренбургской области была временно приостановлена. Как оказалось, этому есть три причины: первая — жаль собственного труда и птицу, вторая — результата от стояния у проходной нет, деньги не выдают, третья — общее непонимание ситуации. О критическом положении дел на птицефабрике рассказали сотрудники.
Сегодня уполномоченные на защиту прав трудящихся советуют рабочим прекратить бастовать и выйти на рабочие места, чтобы неизвестное пока никому руководство, не стало ставить прогулы и увольнять по статье. Сотрудники возмущены самой сутью ситуации, чтобы их заставить бесплатно работать механизм есть, причем действует он быстро и эффективно. Однако, чтобы пресечь самоуправство начальства — его нет, на привлечение к ответственности нужно время.
На кого надеяться?
На встрече с журналистом районной газеты «Сорочинский вестник» сотрудники предприятия рассказали о бедах «Родины».
Юрий Краснов работает здесь с супругой. Вместе с долгом фабрики перед их семьей растет и долг Красновых перед ресурсоснабжающими компаниями.
— На предприятии отключили газ, грозили отрезать электричество. Вмешались областные власти, ресурсники вернули топливо, свет оставили. Дали отсрочку на расчет. А кто за нас вступится, если к дому придут газовики и электрики, чтобы отключить все? Правильно, никто. И что делать? Какому Богу молиться? На кого уповать?
Жизнь без денег
Любовь Таубаева говорит, что расчетки с начислениями дают исправно. Сумму, которую им должны работники видят.
Рогулина Елена живет одна. Женщина в крайне бедственном положении, у нее нет возможности прокормить себя. Питается с огорода. «Живых» денег нет. На оплату счетов и покупку хлеба берет у матери-пенсионерки. Получилось, что работающего кормит пожилой человек. Такова жизнь без денег.
— В четверг выдали часть июньской зарплаты, тем, кто числится в штате, тем, кто работает по договору не дали ни копейки, — говорит Любовь Таубаева. — Обещают выдать карточки для безналичного расчета. Но доверия нет. Их выдают уже не первый раз.
Слезы бессилия
Наталья Самсонова живет в соседней 2-Ивановке. Выходит на работу в семь утра, чтобы дойти пешком часа хватает. На автобус денег нет. К учебному году нужно собрать двоих детей. На что покупать необходимое к школе? Ответа у Натальи нет.
Уже месяц, как Наталье Волковой дочь задает вопрос: «Мама, когда поедем собираться в школу?».
— Пока отмалчиваюсь. Неужели показывать ребенку свой пустой кошелек? Те, у кого дети, особенно многодетные мамы плачут от своего бессилия. Бастуя на проходной, убедились, что руководству до нас нет дела.
Бумаги не нужны
Ольга Кочарова на всякий случай носит с собой ответы от всех инстанций, куда сотрудники фабрики обращались за помощью.
— Нам не бумаги нужны, а реальные действия и зарплаты. К чему мне, конкретно, эти ответы? Любая бумага лишь доказательство того, что свои деньги мы увидим не скоро или вовсе не увидим. Как при ликвидации ЗАО «Родина», сейчас — то мы ООО.
«Ветерана» не будет
Мария Васильевна Афанасьева честно и с полной самоотдачей отработала на фабрике 38 лет. Решила оформить звание «Ветеран труда», чтобы при выходе на пенсию иметь льготы. И выяснила, что с 2014 года предприятие не производило отчислений в пенсионный фонд. Специалисты фонда предложили ей собрать документы, подтверждающие факт работы в это время.
— Но выяснилось, что руководства у нас нет, а значит, никто не имеет право подписи. Запрос сделать некому. В общем, я в тупике, — подытожила Мария Васильевна. — Так самое интересное, ставить нам прогулы и увольнять по статье уполномоченные есть, а выдать документы — нет.
Мечты о бесплатном работнике
Виктор Рябых проработал на фабрике 35 лет, привел с собой и сына Сергея. Рябых — младший работал инженером. В середине июля они уволились. Виктору Петровичу предприятие осталось должно порядка сорока тысяч. Сыну удалось «выдернуть» часть денег продукцией, перед ним долг меньше.
— Мы работали, понимая, что отвечаем за развитие и благосостояние всего села. И наш труд ценили. Сейчас он обесценен, — рассказывает Виктор Петрович. — Отношение постоянно меняющихся инвесторов отвратительное. Будто мы быдло. На собраниях нам указывали на дверь: «Не нравятся наши условия, уходите, колхозников в селе много. Им пять тысяч за радость будет». Поставили охрану, словно мы воры. Да и что там брать? Из-за нехватки корма, птица погибает. Работать в таких условиях невозможно.
Информацию о гибели птицы подтвердили участники забастовки.
Официально
Кто руководит предприятием? — вопрос сложный. По данным областных СМИ, со ссылкой на информацию регионального Министерства труда и занятости, директор ООО «Птицефабрика «Родина» Ирина Черникова была дисквалифицирована. Учредителем является Сергей Рыбин.
— По словам министра труда Оренбургской области, ситуация возникла из-за того, что руководство, в том числе конкурсный управляющий, фактически отстранились от работы. По неофициальным сведениям учредителем фабрики является один из близких соратников Георгия Заридзе, — сообщают региональные СМИ.
Двойственное отношение
Сейчас на месте исполняет обязанности руководителя Сергей Новиков. Он сменил Владимира Федорова. К Владимиру Григорьевичу у работников фабрики отношение двойственное. С одной стороны, именно его они винят за принуждение в 2008 году к передачи акций в пользование Заридзе. По словам работников птицефабрики, как глава района, он оказывал давление и открыто демонстрировал, что поддерживает инвестора и, что жаловаться на несправедливость некому и бесполезно. А именно после передачи акций началась полная чехарда со сменой учредителей, что теперь концы найти непросто.
С другой стороны, придя на предприятие, он все же действовал смелее предыдущих руководителей и старался находить средства на оплату долга перед сотрудниками. Даже поддержал забастовку пятого июня, за что и был уволен, уверены работники.
На очереди?
Родинцы переживают, что фабрика будет закрыта. Если Заридзе имеет отношение к ней, то участь ее печальна. Почти все предприятия области, где он выступал инвестором банкроты. К тому же, не забываем, что по иску Федеральной налоговой службы о признании предприятия банкротом от 10 ноября 2017 года, в мае 2018 на птицефабрике введено наблюдение. По факту же уполномоченный на это конкурсный управляющий отстранился от возложенных на него обязанностей.
Сотрудникам же остается надеяться, что они получат свою заработную плату в полном объеме и добьются выплаты страховых взносов.
По факту невыплаты заработной платы следственные органы возбудили уголовное дело. Вопрос: на кого? В этом сейчас разбираются областные следователи.
Нужно прожить 800 лет
Что ожидать родинцам? Судя по обстоятельствам дела ситуация складывается нерадужная. Ведь работники для инвестора указанного МТиЗ области — пустое место. Расскажем историю Ольги Сярдиной, бывшего бухгалтера одного из структурных подразделений агропредприятия «Корус» села Кинзелька. На встречу с журналистом она приехала из Красногвардейского района. Бухгалтером у Заридзе она работала с 2000 года.
Когда на развитие бизнеса предпринимателю понадобился крупный кредит, он попросил Сярдину стать поручителем. Убедил, что она ни чем не рискует, ведь их сотрудничество проверено временем, да и кто лучше нее знает о стабильности предприятия. Три года кредит «Корус» гасил своевременно. На четвертый год начались задержки оплаты. Суд вынес решение об удержании средств с поручителя, первое время Ольге Владимировне возвращали удержанные деньги. А после перестали и уволили. Ради записи в трудовой книжке: «Уволена по собственному желанию», пришлось восстанавливаться через суд и снова уходить по закону. После чего Заридзе и представители его команды, с кем непосредственно работала Ольга перестали отвечать на ее звонки. В итоге Сярдина, как поручитель должна выплатить два кредита: 102 миллиона рублей в «Сбербанк» и 26 миллионов в «Россельхозбанк». Всего 128 миллионов чистого долга.
Добиваясь справедливости, Ольга Сярдина прошла все правоохранительные органы, выдержала несколько судов, дошла до Администрации Президента РФ. После обращения в последнюю, появилась некая организация ООО «Оренсал» и выкупила ее долг в «Сбербанке», но без процентов, которые уже успели набежать в сумме три миллиона. В итоге сейчас Ольга должна 102 миллиона «Оренсалу», проценты «Сбербанку», (решением суда они ежемесячно взыскиваются с зарплаты женщины), и 26 миллионов «Россельхозбанку», ему она пока платить вовсе не в состоянии. Бывший бухгалтер хочет подать на банкротство физического лица, но на оплату услуг юриста и подготовку документов, необходимо двести тысяч рублей. У нее этих денег нет. Обратилась к бывшему работодателю, но получила отказ.
— Мне выплачивать кредит в три миллиона рублей на всю жизнь хватит, — говорит Ольга Владимировна. — Чтобы полностью погасить долги перед банками, с ежемесячным отчислением в 12 тысяч рублей, я должна прожить восемьсот лет. Страшно, что долги у нас передаются по наследству.
К чему придем?
Закон есть и работает он исправно, как часы, но справедливости нет. Кто хозяин, тот и барин. Этот средневековый принцип взаимоотношений руководителя и наемного работника «с правами» остается неизменным. Как мы уже говорили, уголовное дело по факту невыплаты заработной платы возбуждено. Но актуален и другой вопрос: будет ли спасено предприятие, которое обеспечивает работой более ста человек? Или в округе станет на одно производство меньше?
На момент подписания номера в печать сотрудники птицефабрики «Родина» вышли на рабочие места. Предварительно письменно уведомив, что приостановление забастовки носит временный характер.
По данным прокуратуры
Сорочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения в ООО «Птицефабрика Родина» требований трудового законодательства. Установлено, что перед 106 работниками ООО «Птицефабрика «Родина» имеется задолженность по заработной плате за июнь 2018 в размере 1 млн. 400 тыс. рублей. Прокурор потребовал устранения выявленных нарушений и направил в Сорочинский районный суд исковые заявления о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.
Кроме того, по факту невыплаты заработной платы Сорочинским МСО по Оренбургской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем). Надзорное ведомство контролирует ситуацию на предприятии.