«Кот в сапогах» в стихах. Анатолий Тучков рассказал о новой постановке театра кукол
Оренбургский областной театр кукол вскоре порадует детей и взрослых премьерным спектаклем по знаменитой сказке «Кот в сапогах». Постановку осуществит один из самых известных режиссеров-кукольников России, заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Тучков из Краснодара. В настоящее время он возглавляет экспериментальное творческое объединение ТМТ (Театральная мастерская Тучкова), куда входят артисты, работающие в разных жанрах, но всегда готовые к эксперименту.
Еще в 1982 году на всю страну прогремел его спектакль для взрослых «…забыть Герострата» по пьесе Григория Горина, поставленный в Тюменском областном театре кукол. После этого последовал не менее сенсационный «Макбет» Шекспира. Позже, в Краснодаре Тучков поставил целый ряд спектаклей, оставивших яркий след в театральной истории края. Среди них – острая социальная драма «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», где в жесткой, даже жестокой форме шел разговор о пагубности неограниченной власти, об уничтожении совести и чести «за скипетр и державу» у власть имущих.
В дальнейшем Анатолий Семенович поставил ряд спектаклей для детей и взрослых, нашедших широкий отклик у зрительской аудитории, среди них – «Трехгрошовая опера» Брехта и «Слуга двух господ» Гольдони, «Питер Пэн» Барри и «Золушка» Шварца. Оренбургские зрители с восторгом приняли спектакль «Сказ про медведя», поставленный Тучковым несколько лет назад на сцене нашего театра. В перерыве между репетициями новой постановки Анатолий Тучков ответил на некоторые вопросы RIA56.
— «Кот в сапогах» — это одна из самых известных сказок Шарля Перро, имеющая несметное количество сценических переложений. Казалось бы, чем можно удивить в очередном пересказе этой истории, но тем ни менее – чем ваш «Кот» будет отличаться от других, или, как говаривал Станиславский – объясните сверхзадачу.
— Во-первых, это будет постановка по сказке, которую написал в стихах крупнейший советский поэт Давид Самойлов. Несмотря на то, что она адресована прежде всего детям, взрослый зритель найдет там значительное количество отсылок к дню сегодняшнему. Когда сейчас принято ставить возрастные ограничения рядом с названием спектакля, то я, в первую очередь, адресую свои постановки к людям после +6 или + 12. Да, это детский спектакль, потому что он веселый и музыкальный.
Талант Давида Самойлова столь многогранен, что он не смог даже в истории для детей обойти вниманием проблемы взрослых. Мы, когда начали репетировать, то несколько раз артисты спрашивали меня – а когда это написано, это же просто про сегодняшний день? Объясняю – написано это давно, лет 40 назад, но проблема «людей не на своем месте» существовала всегда. В данном случае, сказочный герой в лице Кота — это по сути дела человек, который все знает и все умеет, но за спиной его стоят тупые, ограниченные люди, которые хотят жить на всем готовеньком, не прикладывая к этому никаких усилий. Кот буквально «из шкуры вон лезет», чтобы помочь своему хозяину достичь тех благ, которых он, в общем-то, и не заслуживает, а натыкается за все это на «наглость и хамство».
Люди, которые окружают Кота – это как раз ленивые животные, неспособные к чуткости и состраданию, но облеченные при этом немалой властью. Пример тому – мелкий и ничтожный король, или злобный людоед.
Неспроста пьеса заканчивается тем, что Кот оказывается лишним в этой компании, несмотря на то, что именно благодаря ему «добро победило зло». Он снимает сапоги и шляпу и становится обычным котом, так как его волшебная сущность начала беспокоить окружающих его людей. Дети это, конечно, воспримут в порядке вещей, ведь «котик должен сидеть у печки и ловить мышей», а взрослые вправе задуматься « о природе власти».
У нас на сцене будет живой оркестр, которым будет дирижировать так называемый «человек театра». Он будет комментировать все происходящее, являясь тем самым голосом автора, Давида Самойлова.
— Вы не в первый раз работаете с оренбургскими артистами. Как они проявили себя поле нескольких лет расставания, насколько «выросли и повзрослели»?
— Не устаю говорить о том, что в Оренбурге — одна из самых профессиональных актерских трупп. Ребята не боятся трудностей, легко идут на любые эксперименты, и, к тому же, очень активны. У них есть свое видение ролей, что заметно отличает их от некоторых актеров, являющихся «послушными механизмами» в руках режиссера. Я даже не говорю, про ветеранов, типа Любови Милохиной или Андрея Гордеева, но они уже воспитали себе достойную смену.
— Вы много ездите по стране, часто бываете на фестивалях и других смотрах. Как, по-вашему, развивается сейчас искусство театра кукол, и развивается ли вообще?
— Понимаете, если в театре работают профессионалы, которые чувствуют и понимают, чем они занимаются, не идут на поводу у чьих-то амбиций, то искусство будет жить и развиваться. Важно всю жизнь продолжать учиться, несмотря на возраст, постигать что-то новое, иначе всё – ступор. Слава Богу, такие люди есть. Они и есть двигатель искусства вообще и театра кукол в частности. И если мы провозглашаем, что театр – это храм, то молиться в нем надо, обращаясь к алтарю, а, не оглядываясь на толпящихся рядом купцов. Это не я сказал, а Сергей Юрский, и это правильно. Театр не может быть сферой купли-продажи. Думаю, что детский спектакль «Кот в сапогах» покажется интересным и актуальным и взрослым и детям.
Премьера спектакля «Кот в сапогах» ( 6+) состоится 17 ноября в 13.00. В роли Кота – Иван Панин, в роли Дирижера — Александр Казимирский, а Людоеда сыграет Андрей Гордеев.