Как мальчик Петя из Европы в Россию сбежал. «Восток-Запад» представил фильм «Одиссея Петра»
В российской программе «Сплетенные параллели» кинофестиваля «Восток-Запад» был представлен дебютный фильм под интригующим названием «Одиссея Петра». Режиссеры-дебютанты Анна Колчина и Алексей Кузьмин-Тарасов представили картину, находящуюся на стыке жанров: формально – это детский фильм о мальчике Пете и его мечтаниях, на самом деле, как считают сами авторы – это поэтическая фантазия с налетом сюрреализма о поисках своей идентичности в современном мире.
1996 год. Двенадцатилетний Петя живет с родителями в ожидании скорых перемен. Мама и папа, лишенные возможности реализовать себя в российских реалиях, решают эмигрировать в Германию, где есть работа, а сын заодно сможет получить приличное образование. Но Петя, большую часть времени проводящий на даче у бабушки (Светлана Немоляева, как всегда органична и трепетна в этой маленькой роли), совсем не хочет уезжать в чужую страну, тем более, что не знает языка, да и бросать друзей неохота.
Но воля родителей – закон, и мальчик оказывается в чужом, и не очень приветливом мире. Теперь его главная мечта – вернуться на Родину.
Это – основная сюжетная канва довольно странного фильма, который, несмотря на ряд очевидных достоинств (прекрасный изобразительный ряд, интересные актерские работы), производит впечатление невероятно растянутого короткого метра. Хотя фильм по сути не длинный (всего 75 минут), за счет большого количнства явно необязательных моментов, превращается в довольно скучное зрелище. К тому же постоянные отсылки к сюжету Гомеровской «Одиссеи» не идут ему на пользу, так как малообразованный в значительной части зритель этого просто не понимает.
Отвечая после окончания просмотра на зрительсикие вопросы, которых было немного по вышеуказанным причинам, режиссеры попытались было объяснить, что они имели в виду, создавая тот или иной образ или ситуацию. Но, в итоге все сошлись в одном – ребенок, оказавшись в непривычной, и даже чуждой обстановке, поневоле начинает погружаться в свой мир, вернее, мир своих воспоминаний, которые, по свидетельству психологов, хаотичны и не поддаются системному анализу. Именно так это и представлено в киноленте.
Режиссеры рассказали также и о том, как им повезло с исполнителем главной роли Димой Габриэляновым. Несмотря на юный возраст, он стойко выносил все трудности съемочного процесса, не боялся ни лютого холода, ни изнуряющей жары, в целом показав себя настоящим артистом.
После окончания просмотра Алексей Кузьмин-Тарасов ответил на некоторые вопросы RIA56.
Алексей Кузьмин-Тарасов – театральный режиссер. Среди запомнившихся работ – «Снегурочка» в театре им. Ермоловой, «Маяковский идет за сахаром» в театре им. Маяковского, «Обещание на рассвете» в театре им. Пушкина. Последняя постановка – «Сережа очень тупой» в «Мастерской Петра Фоменко
— Вы уже состоявшийся театральный режиссер решили «пойти в кино». Чем это вызвано?
— В кино, в отличие от театра, больше свободы выбора, и в плане художественного решения, выбора музыки, да, и вообще меньшая зависимость от разных обстоятельств.
— Почему Вы выбрали сюжет из 90-х годов — не самое любимое зрителями время действия?
— Если вы обратили внимание, то в титрах значится, что фильм основан на реальных событиях. Во многом это автобиографический сюжет, меня родители также в 1996 году увезли в Кельн, я там учился, но это фильм не про меня, хотя об этом случае знал давно, и он «сидел» во мне несколько лет, и, наконец, созрел до возможности воплощения. И вообще мне нравится этот период нашей истории, тогда во многом формировались характеры нынешних лидеров и политики, и экономики.
— Вашими педагогами в ГИТИС были такие выдающиеся режиссеры, как Евгений Каменькович и Дмитрий Крымов. Как они повлияли на ваш характер, чему научили?
— В первую очередь – свободе. Евгений Борисович Каменькович, даже если ему что-то активно не нравилось, никогда не пресекал творческих порывов и помогал в работе. А Дмитрий Анатольевич Крымов научил терпению и умению художественно мыслить.
— Чем собираетесь заняться в ближайшее время?
— Мы уже сняли большой документальный фильм про Африку, и сейчас я «заболел» еще одной темой, которую мечтаю воплотить.
— Что ж, желаю, чтобы эти мечты сбылись. У Вас огромный творческий потенциал, успехов Вам во всех начинаниях!
16+