Электронное голосование признано Законом
Глава государства 23 мая подписал закон, которым внесен ряд изменений в избирательное законодательство Российской Федерации. Документ опубликован в общедоступных информационных ресурсах и, стало быть, является действующим.
Теперь в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации Российской Федерации» закреплено, в числе нескольких других положений, и следующее:
— При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Это означает, что на выборах самого разного уровня, референдумах элемент «электронной демократии», а именно — дистанционное «голосование без бумажного бюллетеня с использованием специального программного обеспечения» — обрел законный статус. Закон дает теперь возможность и собирать подписи избирателей, необходимых для регистрации кандидата или списка кандидатов от политических партий на выборах. Естественно, что и это действие должно производиться в определенном порядке и в данном случае через портал Госуслуг.
Впервые в нашей стране электронное голосование, будем так называть эту возможность, было использовано в Москве – 8 сентября прошлого года на выборах Мосгордумы в трех из 45 округов. В дистанционном режиме тогда проголосовали более 11 тысяч избирателей. Результат по «явке на электронное голосование» превысил 92 процента
Интересные и очень важные факты из истории «электронной демократии» (отечественной и зарубежной) можно продолжить и к ней мы еще обратимся. Пока же зафиксируем одно обстоятельство. Впереди у страны – общенародное голосование по поправкам в Конституцию РФ, а также Единый день голосования в начале сентября. А председатель Центральной избирательной комиссии Эмма Памфилова заявила о практической и правовой возможности масштабного использования «электронного, дистанционного, онлайн» голосования в этих кампаниях.
Стало быть, необходимо нарабатывать опыт. И с этой позиции нельзя не обратить пристальное внимание на организацию и процесс предварительного голосования (далее – ПГ) о по отбору кандидатов на предстоящих в сентябре выборах в Оренбургский городской совет депутатов, которое в новом – дистанционном, электронном формате — с 25 по 31 мая ведет региональное отделение политической партии «Единая Россия».
Оставим в стороне общие нормы организации процесса, прописанные в внутрипартийных документах, сосредоточившись лишь на тех, которые имеют отношение к новому формату предварительного партийного голосования. Одно из партийных норм заключается в том, что число участников (выборщиков) должно составлять не менее пяти избирателей Оренбурга, а это около 21 тысячи оренбуржцев. На этот раз желающие участвовать в ПГ должны были зарегистрироваться в портале Госуслуг – действие, естественно, добровольное, но соблюдением некоторых условий. Регистрация возможна до полуночи 31 мая, но и на третий день ПГ количество зарегистрированных в качестве выборщиков очень близка к необходимой по внутрипартийной норме, то есть к 21 тысячи избирателей. А в списках ПГ по отбору партийных кандидатов на выборы в Оренбургский горсовет – 163 человека, решение по ним принимают электронным голосованием земляки. Не надо иметь особого воображения, чтоб представить, что чувствуют, о чем размышляют те, кто по своей доброй воле решил испытать себя мнением горожан-избирателей…
Организаторы партийного голосования, как-то и положено, не оглашают информацию по текущим результатам. Но известно, что система электронного голосования в рамках областного центра работает без сбоев, исправно. Хотя до начала ПГ от его организаторов было предупреждение о маловероятной, но возможности сбоя в сложных условиях противодействия распространению коронавирусу. Кстати, это ситуация оказалась тем фактором, который активизировал комплекс и порядок последовательных действий по организации электронного голосования.
Теперь только об двух аргументах, которыми обосновывалось ускорение использования электронного голосования.
О том, что оно весьма позитивно воздействуют на «явку» уже отмечалось на примере выборов в Мосгордуму. Аргумент, как выяснилось, действует и в Оренбурге.
Второй: в силу совершенно понятных причин при электронном, дистанционном формате голосования активизируется участие в выборах молодежи, избирателей от 18 до 45 лет. То есть, их численность становится весьма близкой к той доле возрастной группы, которую она занимает в демографической структуре населения. Уже ради этого стоит ускорить масштабное использование электронного голосования на выборах и референдумах, а также в процессе принятия важных решений органами исполнительной власти (кстати, в этой части у Оренбурга и других городов области уже имеется солидная практика – пример: голосование за проекты благоустройства городских пространств).
В заключение о самом важном для любой демократии. Главная фигура в ней — гражданин, избиратель, налогоплательщик. Электронная демократия – не является исключением из этой нормы.