Экотур по южным районам. Философы в степи

Междуречье Илека и Малой Хобды – это территория многочисленных памятников истории, природы и культуры. Интересные маршруты были разработаны давно, часть из них уже пройдена, но внимание к этому региону сохраняется.

На одном из последних заседаний Сакмарского философского клуба было принято решение совершить экотур в те места в самое ближайшее время.

Зеленая сказка Шубар-Агаша

Ранним июньским утром группа единомышленников стартовала из Сакмары. Настроение – приподнятое, планы – грандиозные. До Соль-Илецка добрались без проблем. За рулем сидел Петр Чекмезов – человек, который никогда не нарушает правил дорожного движения. Не по возрасту осторожный и осмотрительный, он уберёг нашу экспедицию от многих неприятных трассовых сюрпризов.

Первым местом визуального погружения был Шубар-Агаш (на казахском языке «пестрый лес») – самый южный широколиственный лесной остров в нашей области. Место уникальное во всех отношениях. Из 800 растений, известных в области, здесь произрастает 600. Флора Шубар-Агаша – удивительное смешение растительности северных широт, пустынь и полупустынь. Очень много птиц, по некоторым данным – до 110 видов. Богат и животный мир. Здесь нам впервые за последнее время удалось увидеть настоящего зайца-русака.

Густые заросли низкорослой осины чередуются с сосновыми рощами, березовыми колками и зарослями джидды. Эолово-бугристый рельеф придает ландшафту неповторимый колорит. Воздух наполнен ароматами луговых цветов и трав. На песчаной почве, как на снегу, отпечатываются следы животных и пресмыкающихся.

Площадь Шубар-Агаша – 4,5 тысячи гектаров. Этот зеленый оазис – просто рай для фотохудожников и людей, неравнодушных к красоте родной природы.

К сожалению, у нас не было разрешения на въезд в 10-километровую приграничную зону, да и редакционному «жигуленку» пришлась не по вкусу разбитая песчаная дорога. Так что, время знакомства с лесным островком пришлось сократить.

Немного об огнепоклонниках

Бескрайние степные просторы поражали воображение. Я подумал: где-то здесь в степях Южного Урала, за полторы тысячи лет до нашей эры, начал свою проповедь великий Заратустра (по-гречески Зороастр). Он является основателем зороастризма – самой древней из мировых религий откровения (религия, полученная пророком от Бога). Она оказала на человека, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера. Напомню, что последующими двумя религиями откровения являются христианство и ислам.

Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI века до нашей эры по VII век нашей эры, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Некоторые из его важнейших положений были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, Мохаяной (северным вариантом буддизма). Кажется невероятным появление такой благородной религии вдали от центров цивилизации, в крайне суровые времена.

В начале II-го тысячелетия до нашей эры индоарии и ираноарии отделились друг от друга и стали различаться по языку как два разных народа. Наши археологи характеризуют этот период, как существование андроповской культуры, памятники которой обнаруживают на огромной территории в степях от Волги до западной Сибири.

«Андроновцы» — наши далекие предки

В нашей области «андроновцы» проживали преимущественно по берегам рек, где они могли вырастить немного проса и пшеницы. Основным средством существования был скот – овцы, коровы, лошади и верблюды. Хозяйство было примитивным примерно до 1700 года до нашей эры, когда началось использование сначала меди, а потом и бронзы для изготовления орудий труда и оружия. 

Примерно в 1600 году до нашей эры в оренбургских степях появляются колесницы, запряженные лошадьми. Это были легкие и быстрые повозки, большеколесные со спицами, их использовали для охоты, состязаний и боевых действий. Остатки таких колесниц раскопали в районе Аркаима и Синташты Челябинской области.

Напомню, что такой же город-святилище есть и у нас, в области, около поселка Аландское Кваркенского района. По некоторым сведениям, Аландское старше Аркаима на 500 лет.

До этого времени в «андроновском обществе» не было заметно признаков социального расслоения. Поселения состояли из больших, примерно одинаковых домов. Проживали в них многолюдные, неразделенные семьи. Современному человеку, конечно, трудно представить, какие там складывались отношения и как в таких условиях люди могли быть счастливыми и свободными.

Во второй половине II-го тысячелетия до нашей эры ситуация кардинально поменялась. Среди ариев появились воины-колесничии, то есть люди, примкнувшие к воинственным вождям, которые повели их на грабеж других. Новое оружие из бронзы и колесницы позволяли совершать неожиданные набеги, убивать и захватывать добычу, угонять скот.

Чему нас научат зороастрийцы?

В такое тревожное, нестабильное время, когда, выражаясь современным языком, царил полный беспредел, и жил Заратустра. Тогда и искал он откровения: в чем же смысл беспокойного земного существования человека?

Основным и объектами поклонения у зороастрийцев были огонь и вода. Арии обожествляли воды рек и озер. Культ вечного огня был издавна распространен среди индоевропейцев. Арии совершали постоянные жертвоприношения огню. Дары состояли из чистых сухих дров, благовоний (сушеных трав) и небольшого количества животного жира.

Зороастрийцев от людей других конфессий отличала высокая экологическая культура. Те немногие бытовые отходы, которые появлялись в процессе жизнедеятельности, они утилизировали в особых местах, обливая их кислотой.

Арии испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без освятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить. Охотник тоже был обязан произвести краткую молитву в тот миг, когда лишал жизни добычу.

Сейчас часто можно услышать разговоры про энергетические порталы в Аркаиме – пространственно-временные континуумы, где можно отправиться в другое измерение. По-моему, все это несерьезно. Арии имели прекрасную религию, позволяющую им вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь. Думаю, нам, потомкам, нужно познакомиться с основными идеями зороастризма, что будет способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий.

Царские курганы Илека

Далее наш путь лежал на Пятимары (пять курганов). Это прекрасная ландшафтно-видовая точка, с которой долина Илека просматривается на десятки километров. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. Сарматы – это собирательный термин, обозначающий обширную группу ранних кочевников. У античных авторов можно найти названия племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, яксаматы и другие.

Два крупных кургана, которые мы осмотрели, конечно, были многократно ограблены, а в середине прошлого века исследованы археологами. Не хочу сказать, что сарматы были зороастрийцами, но рядом с курганами находится жертвенная площадка кольцевой формы. Археологи считают такой объект сарматским святилищем огня.

Очевидно, что огонь был важнейшим элементом в религиозных ритуалах сарматов.

Кулпытасы – загадочные очевидцы древних времен

Когда мы спустились с водораздельной линии и заехали в поселок Кызыл-Булак, то совершенно неожиданно обнаружили старый заброшенный могильник. Множество кулпытасов украшало этот мазар. Некоторые были повалены.

Кулпытасы – это каменные стелы на казахских кладбищах. Внешне они отличаются друг от друга. Одни – это поставленные вертикально плоские камни с вырезанным родовым знаком – тамгой, другие – длинные каменные столбы с орнаментом и текстом. Надписи – не только на арабском.

Закругленные вверху кулпытасы стали ставить позже. Более ранние кулпытасы имеют шарообразный верх, напоминающий голову. Древние тюркские племена (авары, хазары, печенеги и другие) по обычаю ставили на могилах своих родных каменные изваяния. Считается, что от них и пошли кулпытасы.

Однако, несмотря на то, что с очевидностью можно утверждать, что этот могильник возник уже в исламский период, то есть после XIV века, мы обнаружили две прекрасно сохранившиеся жертвенные площадки. Они были выложены из крупных обломков дырчатых кварцитов. Так что, древняя зороастрийская традиция проявилась и здесь. Она сохранилась и до современных дней. В дни памяти и скорби в нашей стране возлагают цветы к Вечному огню, вспоминая погибших в годы военного лихолетья.

Мы – потомки воинственного народа

Экспедиция философского клуба проехала дальше, вверх по Илеку, и сарматские курганы вновь и вновь возникали на горизонте. До сих пор задаю себе вопрос: «Откуда эти люди – наши древние предки – черпали силу духа и пассионарность?». Они не разменивались на мелкие племенные стычки, а перекраивали тогдашнюю карту мира.

В первом веке до нашей эры из степного Приуралья союзы сарматских племен вторглись в пределы Скифии, в Северное Причерноморье. Разгромив скифов огнем и мечом, они прошли через всю Европу по северным границам Римской империи, положив тем самым начало Великому переселению народов.

Армия Аттилы, вождя гуннов (в Европе его называли «Бич божий»), формировалась в южноуральских степях, и ее ядро составляли сарматы и угры. И хотя битва на Каталаунских полях не выявила победителя, Римская империя была обречена.

Видимо секрет боеспособности и неустрашимости сарматов в значительной мере объясняется и «любовью к отеческим гробам». Все царские курганы – это храмы под открытым небом. Здесь проводились богослужения, и люди обретали свою нравственную основу.

Ну, а для нас, потомков великих народов, экотуры по южным районам области – это пища для души. Она необходима нашим современникам также, как хлеб насущный.