Грозный — 1994: десантники отказались сдаться
Наверное, мало кто из нас помнит, что происходило 31 декабря 1994 года. Это и немудрено, ведь с того дня прошло девятнадцать лет. И все же есть среди нас, северян, один человек, который хорошо помнит события той предновогодней ночи. Это Любовь Владимировна Федорова, старший сын которой, Игорь, в это время находился в мятежной республике, в кольце окружения дудаевцев.
Целый месяц в Грозном шли ожесточенные бои, и целый месяц женщина находилась в тревоге. Конечно,многого из того, что творилось в Чечне, она не знала. Однако даже те сведения, которые передавались по центральному телевидению, устрашали числом погибших и раненых. Теперь же, спустя столько лет, известно, что в направлении железнодорожного вокзала, где находился И. Федоров и другие десантники, дудаевцы сосредоточили не одну тысячу человек, как было сказано ранее, а три с половиной тысячи личного состава. К тому же боевики по нашим бойцам огонь вели из гранатометов, минометов и орудий.
А еще известно, как к «голубым беретам», оборонявшим привокзальный квартал, с чеченской стороны с белым флагом прибыла группа «парламентеров». В их числе был и депутат Госдумы, который советовал десантникам…сдаться. По его словам, это позволило бы их товарищам освободиться из плена. В случае сдачи оружия, он обещал также организовать переправку двух рот в Моздок и защитить офицеров от преследований командования. При этом «народный избранник» гарантировал сохранение должностей и воинских званий.
Но, видимо, депутат не знал крылатой фразы, сказанной когда-то генералом армии, Героем Советского Союза, командующим ВДВ В. Ф. Маргеловым, что если десантник будет сбит с ног, то он станет сражаться на коленях, а если и идти не сможет, то будет наступать лежа. Гвардейцы так и поступили. Они держались до тех пор, пока не дождались основных сил.
Игорь Федоров с самого детства грезил армией и десантом. А чтобы мечта воплотилась в жизнь, к военной службе себя начал готовить с седьмого класса. Для этого он не только преуспевал в учебе, но был участником и всех спортивных соревнований. Мастерски играл в волейбол, был хорошим лыжником, быстрым легкоатлетом и сильным борцом-самбистом. Ему не было равных ни в подтягивании, ни в отжимании, ни в метании гранаты.
Времени на отдых у бывшего ученика Северной средней школы оставалось немного. Тем не менее Игорь, несмотря на занятость, с большим удовольствием посещал кружок начальной военной подготовки, который вел бывший учитель школы Ю. А.Носков. Кстати, историю и НВП (такой предмет существовал до начала 90-х годов) Игорь знал на «отлично».
Он был обычным сельским парнем. Про таких, как он, сегодня могли бы сказать, что он кумир мальчишек. Но тогда Игорь был как все: простой и открытый. К тому же очень честный — так когда-то охарактеризовал бывшего ученика классный руководитель Р. Ф. Шарипов.
В 1988 году И. А. Федоров стал курсантом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Его наставником и преподавателем здесь был Анатолий Федорович Мочалов, уроженец села Секретарка, за плечами которого был не только опыт военной службы, но и годы, проведенные в суровом Афганистане.
В начале весны 1992 года в Молдавии произошел приднестровский конфликт. На защиту мирных граждан и прекращение кровопролития в город Дубоссары был направлен молодой офицер И. А. Федоров. Свою службу лейтенант начинал под руководством командующего 14-ой гвардейской общевойсковой армией Александра Лебедя. Чуть позже, с декабря этого года и по июль девяносто третьего, он находится в городе Сухуми. В должности заместителя командира разведывательной роты 901-го отдельного десантного полка Игорь Александрович снова участвует в миротворческой миссии.
И так почти все время, даже штурм Белого дома в Москве и тот прошел на его глазах. И если мы, сельские жители, о тех событиях узнавали только из средств массовой информации — газет и телевидения, то Федоров был их прямым свидетелем.
Сегодня наш земляк не имеет ничего общего с военной службой. Его карьера прекратилась в тот самый день, когда он отчетливо понял, что его опыт, как, в общем, и армия, стране стали не нужны. И хотя с того времени прошло много лет, майор запаса И.А. Федоров по-прежнему считает, что ВДВ — это гордость России, а значит, в войсках служат лучшие из лучших.