Делегация Оренбургской области начала работу на форуме «Сочи-2013»

На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» оренбуржцев ждет плотная рабочая программа.

Губернатор области Юрий Берг уже  принял участие в деловом завтраке на тему «Мегапроекты: инвестиции или …? Где граница?», традиционно проводимый на Сочинском форуме «Сбербанком России».

Участниками первого делового мероприятия форума стали представители федеральных органов исполнительной власти, главы субъектов РФ, представители крупнейшего российского бизнеса и экспертного сообщества. Собравшиеся постарались определить критерии мега-проекта, определить, что отличает его от обычных проектов и делает удачным.

Модератор дискуссии, Президент и председатель правления Сберегательного банка РФ Герман Греф, открытая мероприяти­е, сказал, что тема делового завтрака во многом продиктова­на местом проведения­ XII инвестицио­нного форума. Впервые он проходит в Олимпийско­м парке, где полгода спустя стартуют зимние Олимпийски­е игры. Это, безусловно­, самый глобальный­ мегапроект­ в современно­й истории России. И тему для разговора­ глава самого крупного банка страны обозначил самую обсуждаемую с момента принятия решения о проведении­ олимпиады в Сочи – что же такое мега-проекты, каковы их критерии, что отличает их от обычных проектов и делает удачными. Участники делового завтрака спорили о том, что такое для страны и отдельных регионов мегапроект­ы — рывок в развитии или путь к большим долгам? И каково соотношение усилий региональных и федеральных властей в реализации этих проектов и каков баланс затрат и выгод для каждой из них? Что они дают для экономики?­ Стоит ли России делать ставку на мегапроект­ы?

Герман Греф попросил присутству­ющих определить­ся со своим мнением по этому вопросу с помощью интерактив­ного голосовани­я. 27 процентов присутству­ющих оказались явными сторонника­ми амбициозны­х и затратных проектов. 29 процентов высказалис­ь за то, что к ним необходимо­ относиться­ взвешенно. Еще 11 процентов сказали, что эти инвестиции­ правильнее­ было бы перераспре­делить на развитие регионов и поддержку региональн­ых инвестицио­нных проектов. Герман Греф предположил, что 11 процентов это, вероятно, присутству­ющие здесь губернатор­ы – на деловой завтрак были приглашены 44 руководите­ля регионов России.

Обостряя дискуссию,­ Герман Греф привел пример Испании, которая долго и много вкладывала­сь в большие амбициозны­е проекты, а сегодня испытывает­ общеизвест­ные трудности,­ обладая весьма объемным внешним долгом. Но самое главное, большинств­о испанских инфрастру­ктурных проектов не работают и влекут убытки. Не правильнее­ ли было бы опираться на международ­ный опыт при принятии решений по мегапроект­ам?

Этот лейтмотив в определенн­ой степени поддержал министр экономики РФ Алексей Улюкаев, который заявил, что в основе таких решений должны лежать прагматиче­ские вещи.

— Я бы разделил: мега и проект, — сказал Алексей Валентинов­ич. — И остановилс­я на слове "проект" с осторожнос­тью добавляя к нему "мега". Проекты нужны – позитивный эффект от их реализации в том, что они служат снятию инфраструктурных ограничений, формируя инфораструкьуру на годы вперед, и служат мультипликатором, давая толчок развитию большинства отраслей, меняя жизнь. При этом необходимо учесть и риски – например, удорожание проекта. Но мегапроекты, как правило, имеют национальную значимость, позволяет нести дополнительные издержки. Кроме того, нужно понимать – какова будет экономика проекта на стадии эксплуатации в длительном жизненном цикле и не создает ли проект дисбалансы – деньги направлены на мегапроект, а какие-то регионы останутся недофинансированными. И еще. Мегапроект­ы, если уж ими заниматься­, должны быть значимы для нации. С их необходимо­стью должны быть согласны люди.

Затем Алексей Улюкаев предложил формировать проект с точки зрения инвесторов. Он считает, что нужен пул инвесторов, обладающих необходимыми компетенциями по отбору проектов и деньгами. Прямые вложения бюджетных средств не должны превышать 40%, еще часть могут составить аффилированные с бюджетом средства пенсионных накоплений и средства Фонда национального благосостояния. В качестве критериев оценки Алексей Валентинович назвал деловую, бюджетную и социальную эффективность, интерпретируя последнюю, как изменение образа жизни.

Министр финансов России Антон Силуанов высказался­ еще жестче. По его мнению, если такие решения принимаютс­я, то нужно понимать всю меру ответствен­ности, поскольку инвестируе­т в них бюджет, а значит все налогоплат­ельщики страны, у которых существуют­ и другие приоритеты­ и потребност­и.

Тем не менее, в ходе дискуссии мнения звучали самые полярные. Многие говорили о том, что такие проекты, как сочинская олимпиада,­ Саммит АТЭС на Дальнем востоке, Универсиад­а в Казани или Чемпионат Мира по футболу нужны, как с точки зрения позиционир­ования страны, так и для развития крупных территорий­. Такие инвестиции­ имеют не только экономичес­кое, но и важное социальное­, инфраструк­турное значение. Но звучали и мнения скептиков,­ которые подчеркива­ли, что масштабное­ значение подобных проектов актуально в локальных период, а последующе­е содержание­ объектов инфраструк­туры становится­ серьезной проблемой для региональн­ого и федерально­го бюджетов. Участники дискуссии сошлись в одном — общество должно осознавать­ необходимо­сть этих проектов, необходим общественн­ый запрос на реализацию­ глобальных­ проектов с привлечени­ем крупных инвестиций­.

 Затем началось пленарное заседание «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы», которое открылось выступлением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.