Бугурусланец Семён Терентьев обрёл покой в Ишимбае

Бугуруслан, Ишимбай, 28 июня — РИА "Оренбуржье"

Через 68 лет после окончания Великой Отечественной войны останки солдата Семёна Терентьева преданы земле.

— Игорь позвонил мне с Новгородчины во втором часу ночи и сказал: "Нашли вашего родственника". — Сергей Николаевич Прямушкин, заведующий районным отделом образования, вспоминает, как получил взволновавшее его семью известие от командира военно-поискового отряда "Бугурусланский" Игоря Бондаря.

Тогда ещё никто не знал, что это событие станет значимым для многих людей в нашем районе и башкирском Ишимбае…

В мае, в канун Дня Победы, шла очередная "Вахта Памяти" в Новгородской области. Отряды из разных уголков России вели поиск останков советских солдат, павших в кровопролитных боях с фашистами в тяжелейшем 1942-ом. Работали там и бугурусланцы — Игорь Бондарь, Алексей Тарасов, Сергей Старостин. Это была 13-я вахта наших ребят.

Всё как обычно: тяжёлая мужская работа, поднятые останки бойцов, к сожалению, без медальонов, а потому неопознанные. И вдруг новость — Тюменский поисковый отряд "Десант памяти" обнаружил останки солдата со смертным медальоном, вроде бы нашего земляка! Удалось прочитать: "Терентьев Семён Григорьевич, родился в селе Коровино Бугурусланского уезда в 1916 году." А вот место призыва было указано другое — село Ишимбай Башкирской ССР, 23 сентября 1941 года…

Так определилось направление поисков родственников бойца.

… 22 июня глубокой ночью автомобиль, в котором ехала наша делегация, пересёк границу с Башкортостаном. До Ишимбая шесть часов пути. Тишину нарушал только шум двигателя. Вот так же ровно 72 года назад здесь мирно спали люди и не знали, что "между миром и войной каких-то пять минут осталось". 

Сергей Николаевич продолжает разговор:

— Я, как и он, родом из Коровина. К тому же девичья фамилия моей матери — Терентьева. Однако выяснить, является ли боец в действительности родственником нашей семьи, сейчас вряд ли удастся. Слишком много лет прошло. Время не на нашей стороне…

На 7 мая в посёлке Мясной Бор Новгородской области было назначено захоронение останков, поднятых из земли поисковиками. Как быть с Терентьевым? Счёт для принятия решения шёл на часы. Мнение руководства Бугурусланского района было однозначным: останки земляка необходимо доставить на малую родину. Для этого требовалось заявление родственников. Такую ответственность взял на себя С. Н. Прямушкин. 

В штаб "Долина", курирующий работу поисковых отрядов, было срочно выслано письмо. Останки бойца передали поисковому отряду "Бугурусланский". Их везли до Бугуруслана без малого две тысячи километров.

Особых надежд найти родственников не питали — столько лет прошло! Потому вели подготовку к захоронению останков воина в Коровине. Решили сделать это 22 июня, в День памяти и скорби. Но всё же пришло такое долгожданное известие. Глава Коровинского сельского Совета Геннадий Александрович Поляков вышел на след родственников, причём, самых близких — нашлись сын, внуки, правнуки… Ишимбайцы с готовностью поддержали предложение администрации Бугурусланского района о захоронении останков Терентьева на своей территории.

… — Поворот на Ишимбай вы проехали! — один из местных жителей, следовавший мимо, остановился, чтобы помочь нам добраться до места. — Сейчас развернётесь и… а, впрочем, давайте за мной. Я укажу, где вам свернуть.

Уютный и просторный городок Башкортостана принял нас дружелюбно. Этим утром, в День памяти и скорби, на аллее Героев в Ишимбае состоялся митинг, собравший большое число местных жителей. Среди них — ветераны Великой Отечественной войны.

— Уже 22 июня 1941 у Ишимбайского военкомата толпились люди. Только за первые дни войны были приняты сотни заявлений с просьбой о добровольной отправке на фронт. Всего за годы войны в Красную Армию из нашего города и района было мобилизовано около 22 тысяч человек. Земляки воевали на всех фронтах, — говорил, выступая на митинге, глава администрации муниципального района Ишимбайский район Марат Хусаинович Гайсин. — Домой не вернулись около 10 тысяч наших горожан и сельчан. События Великой Отечественной войны напоминают о себе и сегодня. История Семёна Григорьевича Терентьева — живое тому подтверждение.

… Наступившую тишину режут удары метронома. Останки красноармейца с воинскими почестями внесены на аллею Героев. "Уникальный случай" — слышала я от ишимбайцев о произошедшем событии после того, как почтили память земляка Минутой молчания.

Здесь же, на аллее Героев, Игорь Бондарь передал Василию Семёновичу Терентьеву смертный медальон отца. Во главе с родственниками погибшего солдата процессия двинулась к месту захоронения.

Здесь были дети, внуки, племянники и многочисленные правнуки погибшего воина. Я всматривалась в их глаза, пока шла церемония отпевания, пытаясь понять: что чувствуют сейчас эти люди, какие мысли и чувства обуревают их? Но больше всего притягивали взгляд наши поисковики — Игорь Бондарь, АлексейТарасов и Сергей Старостин. Казалось, все трое, как один, мыслями были в далёком 1942-ом. Тем временем Терентьев Семён Григорьевич, солдат Красной Армии, под оружейный залп обретал вечный покой в Башкирской земле. Той самой, которую он вместе с семьёй однажды выбрал для того, чтобы здесь жить и работать.

— Когда отец ушёл на фронт, мне было 2 года. Мама о нём много рассказывала… Говорила, был очень смелый, работящий, справедливый, — делится воспоминаниями Василий Семёнович Терентьев. — Тяжело было, когда объявили о том, что папа пропал без вести. Мне к тому времени уже шёл девятый год. В голове постоянно были мысли: где он, что с ним? "А может быть, он перешёл на сторону немцев?" — среди людей были и такие разговоры. Теперь благодаря ребятам всё прояснилось и встало на свои места. Благодарность и низкий поклон им!

— Мы уже свыклись с мыслью, что никогда не сможем прийти на его могилу, возложить цветы, — присоединилась к словам отца внучка погибшего бойца Елена Курмаева, — а ведь как нам хотелось всегда это сделать! Думали: если б только знать, где он… О том, что такое событие произойдет в нашей жизни, мы и не предполагали. Это счастье!

… И снова звук мотора и дорога домой, только теперь за окном день. Все мы немного устали, но усталость была светлой.

— Это один из редких случаев, когда удалось довести дело до конца, — ещё раз прокручивая в голове события дня, задумчиво произнёс Игорь Бондарь. —Говорили нам всякое: "что вы тратите зря время и деньги", "зачем бередить прошлое", "делать вам нечего". Неприятно всё это. Порой закрадываются сомнения: а нужна ли эта работа? Ещё и ещё раз убеждаюсь, что нужна. За финансовой помощью уже стараемся к посторонним не обращаться. Идём к проверенным спонсорам, товарищам.

Мне подумалось: жаль, что ребятам, сделавшим свой нравственный выбор и ставшим поисковиками, приходится сталкиваться с подобным. Но то, что они делают, не требует каких-либо оправданий, вызывает уважение и признательность. То, что я увидела, почувствовала в этой поездке в Ишимбай — лучше всяких слов доказывает это.