Без права на ошибку. За год взрывотехники ОМОН утилизировали 15 боевых снарядов

Взрывотехники ОМОН Управления Росгвардии Оренбургской области получили информацию об обнаружении в Оренбурге подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство.

Группа ликвидации угрозы взрыва на специальном пере­движном комплексе «Аракс», предназначенном для перевозки личного состава отделения и специального инженерного обо­рудования, оперативно выдви­нулась на место происшествия.

Инженера-сапёра Макси­ма по его прибытии стали об­лачать в костюм «Грот». Он специально предназначен для работы со взрывными устройствами: сделан из особо стойкой ткани кевлар и бронелистов. Такая экипировка защитит от взрывной волны и контузии, но только если безоблачного взрывчатого вещества не более 200 граммов, а расстояние от эпицентра взрыва не меньше 2 метров.

Облачиться в костюм само­стоятельно сложно, ведь его об­щий вес около 50 килограммов. Максиму помогает коллега, но даже вдвоём они справились минут за семь.

Сапёр начал продвигаться к опасной находке. Было видно, что каждый шаг даётся ему с огромным трудом. Сначала Мак­сим установил радиоблокиратор взрывных устройств, чтобы не произошёл несанкционирован­ный подрыв. Далее вернулся за нелинейным радиолокатором. От опасного предмета до обо­рудования Максим передвигал­ся спиной вперёд. Это – мера безопасности: спина менее за­щищена экипировкой, а также необходимо держать взрывоопасный предмет и происходя­щее вокруг него в поле зрения.

Радиолокатор определил на­личие электронных устройств в подозрительном предмете, а это значило, что он содержит элементы, которые нельзя без­опасно извлечь и обезвредить. Было принято решение унич­тожить взрывное устройство на месте с помощью штатного разрушителя ЭТЦ-14.

Ситуация эта – специально организованная наглядная демонстрация работы инже­нерно-технического отделения ОМОН на его же базе. Но условия были по максимуму при­ближены к реальным. Именно так и реагируют специалисты, когда получают информацию об обнаружении подозрительного предмета.

– При выезде на место мы создаём алгоритм работы ис­ходя из полученной информа­ции. Потом экипируем самого подготовленного сотрудника, – рассказывает Дмитрий, майор, начальник инженерно-техниче­ского отделения ОМОН Управ­ления Росгвардии по Оренбург­ской области. – Сначала сапёр дистанционно рассматривает взрывоопасный предмет, на рас­стоянии по максимуму исполь­зуя приборы для установления характера устройства. Это нуж­но, чтоб знать, к чему быть гото­выми, тем более когда речь идёт о самодельном устройстве.

Но работать в основном приходится со штатными взрывоопасными устройствами, в частности, с артиллерийскими снарядами, которые нередко встречаются в Оренбургском районе. Чтобы устройство взорвалось – такого в области ни разу не было.

Но в 2001 году два наших сотрудника, находившихся в командировке на Кавказе, при проведении инженерной разведки ущелья пострадали от несанкциониро­ванного подрыва фугаса, их кон­тузило. Взрыв произошёл ещё до того, как они успели обнаружить устройство.

Основные выезды сотрудни­ков инженерно-технического отделения ОМОН Управления Росгвардии региона носят про­филактический характер. Но после работы по фактам обнару­жения взрывных устройств вся группа ликвидации угрозы соби­рается в классе инженерной под­готовки и в деталях анализирует каждый шаг и возможные ситуа­ции, которые могли бы привести к необратимым последствиям.

Готовые разорваться

В начале года опасную находку обнаружили рабочие при проведении планового обслуживания канализационного люка на улице 10-я линия Оренбурга. Вызванные на место сапёры провели визуальный и специальный осмотр боеприпасов. В итоге пришли к выводу, что это боевые ручные гранаты на­ступательного действия. Случайно найденные боеприпасы находились в предбоевом положении.

Ударно-дистанционные запалы ввинчены в корпусы гранат, предохранительные чеки вставлены, усики чек разжаты – боеприпасы находились в предбоевом положении.

Сапёры удалили запалы и передали гранаты сотрудникам по­лиции для проведения экспертизы.

 Эхо войны

В октябре прошлого года опасную находку во время дорож­но-земляных работ обнаружил местный житель на берегу озера Коровьего под Оренбургом.

На место незамедлительно выехали специалисты. Сотруд­ники полиции выставили оцепление, взрывотехники провели осмотр и установили, что боеприпас является артиллерийским стреляным снарядом калибром 76 миллиметров. Взрыватель разрушен, корпус покрыт коррозией, маркировки нет.

Рядом находились жилые дома, поэтому не было возмож­ности уничтожить снаряд на месте. Его вывезли в карьер и там взорвали.

Предположительно, боеприпас пролежал в земле со времён Великой Отечественной войны.

 Компетентно

– В минувшем году одним из важных направлений деятельности инженерно-технического отделения ОМОН Управления Росгвардии региона оставалась работа по обеспечению безопасности при проведении массовых, культурно-зрелищных, спортивных мероприятий, –рассказал полковник Сергей Маштанов, заместитель командира ОМОН Управления Росгвардии по Оренбургской области. – Специалисты-взрывотехники несут службу в круглосуточном режиме.

В течение года около 500 сапёров нашего отряда привлекались для проведения специальных мероприятий по обследованию, в том числе 16 по сообщениям о возможном минировании объектов и об обнаружении подозрительных предметов. Общая площадь обследованной на наличие взрывных устройств и взрывоопасных предметов территории составила более 47 гектаров.

За год утилизировано 15 опасных находок, среди которых снаряды времён Великой Отечественной войны, гранаты и авиационная бомба, что позволило сохранить жизни многих военнослужащих и мирных граждан.

Сапёры ОМОН привлекались к обеспечению безопасности мероприятия международного значения. С 25 мая по 4 июля 2018 года они приняли участие в более чем 40 мероприятиях по обеспечению безопасности при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA в Самаре.

Жанна Обломкина, фото: Валерий Гуньков, газета «Оренбуржье»