Александр Федоров : Хочу, чтобы зрители не расслаблялись, а думали и сопереживали
В Оренбургском областном драматическом театре им. Горького полным ходом идут репетиции нового спектакля. Режиссер Александр Федоров, известный по таким работам, как «Таланты и поклонники», «Боинг-Боинг», «Дикарь» и другие, обратился на этот раз к довольно нестандартному материалу – пьесе Анны Яблонской «Лодочник» (16+).
Драматург Анна Яблонская стала широко известна в начале 2000-х годов. Её пьесы «Язычники», «Утюги», «Лодочник» поставлены в целом ряде российских театров, в том числе таких известных, как Московский драматический театр им. Ермоловой, театр Александра Калягина «Et Cetera», имени Ленсовета в Санкт-Петербурге. Как это ни печально, но наибольший всплеск интереса к драматургии Яблонской произошел после её трагической гибели в 2011 году во время теракта в аэропорту «Домодедово».
Обращение к пьесе «Лодочник» молодого режиссера Александра Федорова совершенно естественно. Подобную новую, нестандартную драматургию должен ставит именно молодой человек, который еще не окончательно погряз в рутине «русского психологического театра», и который постоянно держит «нос по ветру», следя за новыми тенденциями в мировом театральном процессе.
В перерыве одной из репетиций Александр ответил на вопросы RIA56.
— Не секрет, что в настоящее время публика, приходящая в театр, стала чуждаться подлинно серьезной драматургии, требует чего-нибудь попроще, чтобы или «поржать», или, чтобы «не загружали». Более того, зритель совершенно неожиданно стал на редкость консервативным, отрицающим все нестандартное и необычное. И вдруг ты обращаешься к именно такой, нестандартной и необычной пьесе. Почему?
— Я впервые познакомился с «Лодочником», когда посмотрел спектакль драматического театра Йошкар-Олы. Мне показалось, что это интересно, более того, близко мне по духу и настроению. С одной стороны, это, конечно, типичная «новая драма», но с другой, это – рассказ о простых людях, живущих совсем рядом с нами, но которых судьба низвела до крайнего предела падения. Главные герои – женщина, которая тащит на себе весь тяжкий груз главы семьи, и не выдерживающая этой тяжкой доли, и абсолютно опустившийся мужик, допившийся до предела, когда единственно возможным способом существования его становится работа лодочником, перевозящим людей « по ту сторону жизни». Но неожиданная встреча в лодке с женщиной, которая «не должна тут быть», переворачивает сознание нашего героя. Желание все исправить, и повернуть время вспять – ключевой посыл пьесы Яблонской, которая, следуя лучшим христианским традициям, дает этот шанс.
— Но надо признать, что все эти герои в значительной степени – символы, и зрителям предстоит нелегкая работа – разгадывать эту символику. А многие, будем уж честными до конца, ничего разгадывать и додумывать не хотят. Люди, отравленные чудовищной простотой и агрессивной динамикой ряда телевизионных ток-шоу, хотят, чтобы и в театре было так же «простенько и понятненько». Не боишься столкнуться с непониманием?
— Это проблема, с которой сталкиваются все театры, и столичные в том числе. Нежелание разгадывать загадки, а требование получения готового «разжеванного продукта» — это беда последних десятилетий, когда телевидение «захватило в плен» массовую аудиторию. Но в театр все же ходят люди более образованные и подготовленные, некоторым из них даже доставляет удовольствие разгадывать ребусы, данные им постановкой. Кстати, я вспоминаю, что в недалеком прошлом меня с друзьями просто выгнали из театра за «недостойное поведение», проще говоря хулиганство. Это было еще в школе, когда нас повели смотреть спектакль «Дон Жуан». Мы вели себя отвратительно, бросали из зала всякие реплики, мешали актерам, в общем, нас выставили. Но буквально через несколько лет, будучи уже студентом театрального отделения, я с другом ходил на «Дон Жуана» несколько раз не только насладиться игрой Олега Сергеевича Бажанова, но и разгадать те ребусы, которые режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов буквально рассыпал по всему спектаклю. Так вот тоже бывает…
— Вернемся к главному герою пьесы. В нём ясно прослеживаются мифологические мотивы: он и Харон, он же и Орфей. Как решается эта сложная составляющая мистики и реальности?
— Думаю, что Яблонская довольно далеко отошла от античных сюжетов, создав на их основе совершенно реалистичную историю о человеке, находящемся на грани жизни и смерти, у которого появляется шанс исправить свои ошибки. Да, элементы мистики тут есть, но они вторичны. «Лодочник» — это довольно странный микс, соединяющий казалось бы несовместимые жанры – трагедию, сатиру, фарс и мелодраму. От актеров требуется не зациклиться к какой-либо одной ипостаси, а сыграть весь этот неоднозначный спектр характеров и судеб.
— Кстати, об актерах. В спектакле заняты как признанные мастера, так и неопытная молодежь. Подобного рода драматургию многие из них никогда не исполняли. Как шла работа нал расшифровкой этих ребусов с актерами?
— Главной задачей было – суметь так расставить акценты, чтобы артист легко мог перейти от иронии к трагическим высотам, и чтобы это получалось естественно. Ведь в реальной жизни так и происходит. Актеры у нас хорошие, всё понимают и чувствуют, хотя им нелегко.
— Ты отличаешься тем, что регулярно следишь за развитием новых тенденций в театральном процессе, часто ездишь в Москву и Питер, посещаешь модные театры и интересные постановки. Расскажи, что запомнилось в последнее время.
— Я с огромным интересом наблюдаю за творчеством Юрия Бутусова, посмотрел все его постановки. Огромное впечатление произвели, конечно, «Макбет. Кино» в театре Ленсовета и «Бег» в театре им. Вахтангова. А вот недавно посмотрел его новую работу в МХТ – «Человек из рыбы».
— Говорят, очень спорная постановка…
— Это точно. Могу лишь сказать, что фантазия этого режиссера не знает границ. Визуальное решение спектакля просто захватывает дух, но в содержании я понял далеко не все, как, впрочем, и большинство зрителей. Отчасти это оттого, что материал совершенно незнакомый – ведь если он ставит Шекспира, или Чехова, или Булгакова, — то мы, зная исходный материал, не заморачиваемся разгадкой сюжетных ходов, а следим только за постановочной мыслью. Здесь же многое было непонятно именно из-за незнакомого материала. Но постановка просто гениальная!
— Какой московский театр, по-твоему, сейчас наиболее интересен?
— Несомненно, театр им. Вахтангова во главе с Римасом Туминасом, который сделал исключительно верный ход, пригласив на должность главного режиссера именно Юрия Бутусова. Посмотрим, во что это выльется, хотя гарантированно – это будет интересно.
Премьера спектакля «Лодочник» ( 18+) по пьесе Анны Яблонской запланирована на 14, 15 и 16 ноября. Художник – постановщик Тан Еникеев. В постановке заняты ведущие артисты театра: Сергей Тыщенко, Дмитрий Гладков, Александр Папыкин, Юрий Труба, Надежда Величко, Виктория Брун, Владимир Бухаров, Сергей Кунин, а также молодые артисты труппы и студенты театрального отделения института искусств им. Ростроповичей.