Победители об итогах кинофестиваля: запреты, «Сплин» и полный арт-хаус

В Оренбурге подвели итоги кинофестиваля «Восток-Запад. Классика и Авангард». Кто-то может назвать их предсказуемыми, кто-то – неожиданными, но те, кто увезут на родину золотых сарматских львов, оленей и слонов, до конца не подозревали о победе. RIA56 поговорил с лауреатами, спросив их, как они сами объясняют свои работы и о чём мечтают.

Татьяна Воронецкая, президент кинофестиваля. Режиссёр фильма «Белые ночи» (спецприз «Золотая чаша», «Золотой олень» от «Мегафона» и приз зрительских симпатий).

— Фестиваль – это живой организм. Он испытывает и кризис, и волнения, и подъёмы. Мы ищем себя, новых людей, союзников. Возможно, это проявилось в разнородности, в программе. Но мы точно развиваемся. Когда юбилей, то ты от чего-то отказываешься и устремляешься к чему-то другому.

Показ «Белых ночей» связан исключительно с юбилеем. Мы не претендовали на основные призы,  это было бы плохим тоном. Но нас отметили! Мы до конца не знали об этом, так приятно. И приз зрительских симпатий. Ведь картина на самом деле зрительская: музыка группы «Сплин» на фоне, красивый Питер. Она молодёжная, современная. Кстати, о музыке. Мы показали фильм группе «Сплин», и музыканты разрешили использовать любые композиции.

Андрей Богатырёв, режиссёр фильма «Белые ночи»:

— Зимой буду снимать фильм «Красный призрак», жанровый, про войну. 1942-ой год. Это попытка сделать нашего супергероя, не «Защитника», а настоящего мужика.  В декабре пойдём со съёмочной группой в поход под предводительством военного консультанта. На своей шкуре почувствуем, что это такое. И Новый год проведём в походе, что неожиданно и интересно.

Масуд Радай, продюсер фильма «Малярия» (гран-при международного конкурса, лучшая актриса):

— Это большой сюрприз для нас – участвовать в кинофестивале и получить главный приз. Актрису выбирали из тысяч претенденток, Ганаат действительно  хорошая актриса и подходит на эту роль. Спасибо фестивалю возможность показать наш фильм! Мы показали, что в Иране много запретов. Люди всегда ищут свободу, пытаются достичь её. Особенно в стране, полной ограничений..

Мы ещё не показывали фильм в Иране, представим «Малярию» через несколько месяцев. Вы видели полную версию киноленты, на Родине некоторые сцены не будут показаны по политическим и религиозным соображениям.

Иван Болотников, режиссёр фильма «Хармс» (лучший актёр в международной программе, приз гильдии кинокритиков):

— Мне кажется, литературные темы сейчас популярны. Сама фигура Хармса позволяла задавать в фильме задавать больше вопросом и давать меньше ответов. Одна из задач – чтобы картина будоражила, запомнилась. Это и фильм о литературном слове, как оно играет. «Хармс» в чем-то только для русского зрителя, ведь буквально всю игру ума перевести невозможно. Говорят, что Хармс авангардист, но в основе он классик.

 

Александр Домогаров, актёр (приз за вклад в киноискусство):

— Я не могу выделить любимую, значимую роль. Роли, они все дети. Они все мои. Мои глаза, мой рот, моя мимика, пластика. Всё моё. Я ничего другого не могу. Другое дело – как это режиссура склеит, как покажет. Я не могу выбрать какую-то роль. Ведь нелюбимых детей не бывает…

Александр Домогаров-младший, режиссёр «Впустите детей» (лучший короткометражный фильм):

— Я очень люблю жанр ужасов! Мы уже давно хотим сделать веб-сериал с 10-минутными сериями. И вот у нас появилась работа, которая отвлекает от свободного творчества. Сейчас мы снимаем фильм – билет в профессию. Хотя нам поступают предложения сделать большой страшный сериал. Для «ТВ-3», например.

Йозеф Хадер, режиссёр фильма «Дикая мышь» (специальный приз от Воронецкой, приз гильдии киноведов):

— Во время работы над сценарием у меня было приключенческое настроение, я хотел сначала сделать другую концовку. Грустную. Затем в дело вступил юмор, и я подумал о том, чтобы сделать счастливый, но в то же время и ироничный конец. Ты прощаешься с главным героем, желаешь ему удачи, хочешь, чтобы всё получилось.  Но, как в жизни, ты не знаешь , будет ли так на самом деле.

Фёдор Константинович, режиссёр фильма «Добрый вечер». (актёр Филипп Савинков – лучший в российском конкурсе):

— Филипп Савинков исполнял в одном фильме сразу четыре роли – от убийцы до монаха. Это сложно в техническом плане. Это  вызов. Я не знаю, были ли подобные примеры. Это рискованно. Одна роль получится, другая – нет, и вот уже весь образ рассыпается. Так что ему было сложнее, и он, как и все ребята, справился с задачей. Иначе бы не представлял. Ведь я за «Добрый вечер» отвечаю, в моей власти сказать стоп, переснять.

Я специально подбирал смелых ребят, потому что они знали, чем всё закончится. И они так втянулись в процесс, работали с удовольствием, что мне ничего не нужно было делать. А если говорить не сюжете, а о смысле фильма: все мы обречены. И я уверен, что всё с российским арт-хаусом будет хорошо.