Эксперты не поддержали предложение депутатов Госдумы наказывать авиакомпании за овербукинг
Штрафы за продажу большего количества билетов, чем есть кресел на борту (овербукинг) негативно скажутся на финансовом положении авиакомпаний и приведут к увеличению стоимости билетов. К такому выводу пришли эксперты гражданской авиации, проанализировав предложение депутатов «Справедливой России» о возмещении пассажирам, не попавшим на рейс из-за отсутствия мест на борту стоимость билета в размере один к десяти.
Авиакомпании в один голос заявляют, что продажа билетов «с запасом» позволяет снизить себестоимость перевозки для конечных потребителей. Овербукинг используется для увеличения коммерческой эффективности рейсов. Практика показывает, что часто в самолете остаются пустые кресла из-за опозданий или отказа пассажира от билета за несколько часов до вылета. Если же случается так, что зарегистрированных пассажиров больше, чем мест на борту, клиент получает компенсацию от авиаперевозчика.
Подобный опыт уже давно существует на Западе. В России овербукинг авиакомпании сегодня вынуждены применять на свой страх и риск. Механизм не отрегулирован законодательно, поэтому вызывает множество вопросов. Эксперты сходятся во мнении, что вместо штрафов в документе должен быть четко прописан размер компенсации в случае перепродажи билетов. Это защитит пассажиров и повысит ответственность авиакомпаний.
– Депутаты не предлагают вводить понятие овербукинга. Они просто хотят накладывать громадные компенсации на авиакомпании по любому поводу. Но ведь зачастую авиакомпания вынуждена менять самолет из-за того, что специалист замечает неисправность того или иного датчика перед вылетом. Новый самолет в силу комплектации может не вместить всех пассажиров. Выходит, перевозчика будут наказывать рублем за соблюдение требований безопасности. В конечном счете, это может подталкивать перевозчиков к игнорированию этих требований, – считает руководитель информационного портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Он также рассказал, что в Европе и Америке перевозчики предлагают пассажирам добровольно отказаться от полета. Клиенту сообщают сумму компенсации и время следующего рейса. «Как правило, желающих всегда находится больше, чем нужно», – рассказывает Гусаров.
С ним согласен партнер консалтинговой компании Bain&Company Андрей Панов, который называет овербукинг стандартной практикой зарубежных авиакомпаний.
– Западные перевозчики научились с этим работать, и скандалов на этой почве практически не возникает, поскольку пассажиры, как правило, соглашаются на предложенные авиакомпанией условия, – отметил Панов.
Российские авиаперевозчики, по мнению генерального директора консалтинговой фирмы «Инфомост» Бориса Рыбака, и так работают на пределе рентабельности. Один из способов выйти в плюс – овербукинг. В случае одобрении инициативы «Справедливой России» коэффициент загрузки воздушного судна снизится. Тогда пассажирам придется платить и за пустующие кресла.
– Я не понимаю этой инициативы. Если бы овербукинг был главной проблемой российской экономики – было бы хорошо. Но это не так. Очевидно, что хорошая авиакомпания своих пассажиров и так не бросит, а с плохой и без этого будут проблемы, – уточнил эксперт.
Напомним, в начале этой недели заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских заявил о намерении внести на обсуждение законопроект о штрафах для авиакомпаний за продажу количества билетов, превышающего число мест в самолете.