Алексей Салий: Каждое второе преступление в армии связано с «дедовщиной»

Военная прокуратура – структура в Ясном Оренбургской области если не совсем закрытая, то малоизведанная. Возможно, потому что в сфере ее интересов находится ракетная дивизия, чья деятельность, происходящие в соединении события во многом не доступны для широкого круга лиц. Снять отчасти «Гриф секретности» мы попробовали со старшим помощником военного прокурора – войсковая часть 63549 Алексеем Салий.

– Алексей Валерьевич, какими вопросами занимается военная прокуратура и, в частности, что входит в круг интересов вашей войсковой части?

– Военная прокуратура занимается вопросами соблюдения прав и свобод военнослужащих, членов их семей, военнообязанных, призванных на сборы, гражданского персонала Вооруженных Сил, а также укреплением законности и правопорядка в подведомственных воинских частях и предупреждением нарушений нормативно-правовых актов.

Наш прокурорский участок входит в состав военной прокуратуры – войсковая часть 63549, которая занимается решением вышеуказанных вопросов в 31-й ракетной армии, войсках 12 ГУМО РФ и других воинских формированиях. Если же говорить про круг интересов нашего прокурорского участка, то он охватывает непосредственно Ясненское соединение РВСН.

– Насколько военная прокуратура «закрытая система»? Как складываются ваши взаимоотношения с местными органами власти, коллегами в лице правоохранительных органов и, особенно, с руководством дивизии, ведь вы вскрываете не всегда приглядные факты, бросаете тень на мундир российского офицера. Или это просто обывательское воображение?

– Я бы не стал выражаться столь категорично и называть нас закрытыми, скорее даже наоборот. Зачастую добиться результата возможно только путем работы с представителями других органов. Обмен информацией, совместные проверки и другие мероприятия – всё это позволяет достигать успеха в нашей деятельности. С руководством дивизии отношения также всегда складывались на основе взаимодействия. Органы дознания подведомственных войсковых частей сотрудничают с военной прокуратурой на постоянной основе, своевременно предоставляя информацию и материалы по обнаруженным нарушениям, дабы не подрывать авторитет командования Вооруженных Сил РФ и укреплять состояние воинской дисциплины. Помимо этого, нами проводится постоянная переписка со средствами массовой информации как посредством интернет-портала Главной военной прокуратуры, так и с помощью местных и региональных печатных изданий.

– Если взять последние пару лет, преступления в каких сферах вами выявлялись?

– На первом месте находятся преступления, связанные с неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, при отсутствии между ними отношений подчиненности. К таким относится почти каждое второе преступление. На втором месте – офицерская преступность. Наконец, замыкают тройку самых распространенных – преступления коррупционной направленности.

– Как вообще обстоят дела в ракетной дивизии с «дедовщиной»?

– С «казарменным хулиганством» и издевательствами старослужащих над новобранцами стали сталкиваться намного реже, чем в прежние годы. Резкий спад наметился во второй половине прошлого десятилетия, когда с «дедовщиной» стали бороться всерьез, а сроки службы в армии сократили до одного года. Проблема неуставных взаимоотношений решилась в основном за счет более строгих, жестких наказаний за такие преступления, а также благодаря повышенному контролю со стороны правоохранительных органов и командования частей. Однако, несмотря на это, нарушения всё же есть и, как было сказано ранее, они занимают основное место в структуре рассматриваемых преступлений. С начала 2014 года семь военнослужащих Ясненского соединения РВСН были осуждены по статье «неуставные взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности».

– Случается ли опротестовывать незаконные приказы командования военных частей и иных органов военного управления? С чем связаны эти нарушения?

– За период с 2013 года по настоящее время был внесен 41 протест на приказы командиров подведомственных воинских частей. В результате этого абсолютно все противоречащие закону приказы были отменены. В основном нарушения законности связаны с неосведомленностью командования в вопросе исполнения различных федеральных законов, либо с поверхностным подходом к объявлению взысканий и поощрений.

Одним из ярких примеров опротестования приказов является восстановление на службу троих незаконно уволенных военнослужащих путем обращения военного прокурора в 101-й гарнизонный военный суд в защиту их законных прав и интересов. По решению суда приказ Министра обороны об увольнении данных военнослужащих был отменён в связи с признанием его незаконным, а уволенные военнослужащие в настоящий момент проходят процедуру восстановления на военной службе.

– Чем завершилось расследование резонансного дела, когда в ноябре прошлого года в результате наезда автомобиля, за рулем которого находился офицер ракетной дивизии, погиб работник комбината?

– 9 сентября 2014 года в расположении прокурорского участка состоялось судебное заседание 101-го Гарнизонного военного суда, по результатам которого суд признал майора виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «нарушения правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии- поселении, с лишением права управлять транспортным средством на срок два года. Помимо этого, виновный обязан выплатить в пользу потерпевшей стороны около миллиона рублей.

Лариса Якупова, «Ясненский вестник»