Wi-Fi в Оренбурге: ПАЗики, живущие в сети

Недавно автобусы одного из самых востребованных маршрутов Оренбурга – 45-ого – оснастили устройствами для выхода в интернет через беспроводную сеть Wi-Fi. Журналисты портала решили засечь, сколько нужно проехать остановок на одном из таких ПАЗов, чтобы полностью загрузилась страница ria56.ru. И по пути узнали, кому могло понадобиться переименовывать непонятные названия точек доступа Wi-Fi в более ясные русские и английские матерные выражения.

Фото: Ольга Голенских

«Иногда не работает»

— Мне через две минуты выезжать уже нужно… — нехотя проговорил водитель из окна ПАЗика на стоянке возле остановки «23 микрорайон». Он сделал глоток воды из почти пустой пятилитровки и завёл машину.

— Мы можем проехаться вместе с вами. Это не займёт много времени, — шофер пригласил нас с фотокорреспондентом в открытую дверь.

Автобус тронулся, а на просьбу представиться водитель ткнул пальцем на стенку позади себя, мол, там всё написано.

— Лучше бы, конечно, меня не отвлекать, — пояснил свой поступок Валерий Алексеев. Я последовал его совету и задавал вопросы только во время остановок, хотя и этого, наверное, было недостаточно: в двери мог прошмыгнуть «заяц».

Фото: Ольга Голенских

Остановка «23 микрорайон». С десяток пассажиров рассаживаются по местам. Я расположился на кондукторском месте. 

— Люди говорят, сейчас сигнал очень слабый, — рассказывает Валерий Петрович. – Один мужчина сообщил, что он не ловится вовсе. Сегодня со смены приеду, подам заявку на устранение неполадок. А обычно три канала открыты, а четвертый запаролен. Может, вы сами попробуете подключиться? — Водитель посмотрел на мою сумку, точно угадав: там было мобильное устройство.

«Алтайская». Одна девушка слушает музыку в наушниках, можно предположить, что подключилась к интернету.  Мое устройство нашло одну точку доступа, показатель сигнала полный. Открываю закладку РИА «Оренбуржье» в браузере: судя по индикатору, загружается, но картинки нет.

— Не подключается? – с досадой спросил водитель. 

Фото: Ольга Голенских

Остановка «60 лет Октября». В салоне уже четверо слушают музыку, двое из них смотрят в телефон. Сайт ria56.ru не загрузился, повторяю попытку.

— Я сам планшетом на работе не пользуюсь, он у меня дома. Времени нет: свободен только полчаса в обед и по десять минут между рейсами, — продолжает Валерий Петрович. — В другой раз сядет сюда молодежь, видишь, что они с телефонами, спрашиваешь: «Сколько у вас каналов?». Они проверят и говорят, что все работает как обычно, — с улыбкой вспоминает водитель. – На «Молодежной» кто-нибудь выходит? – громко спрашивает он у пассажиров. Все молчат. Но автобус всё равно останавливается.

Фото: Ольга Голенских

В салоне почти не осталось свободных сидячих мест, около половины пассажиров заняты чем-то в телефонах. Я безнадежно положил мобильное устройство обратно в сумку.

— Пассажиров не прибавилось после того, как стал доступен бесплатный выход в интернет? 

На вопрос водитель сморщился:

— Сложно что-то говорить по этому поводу в сезон отпусков и каникул. Когда учебный год начнётся, тогда почувствуем. Люди подходят, интересуются по поводу Wi-Fi. Но пассажиропоток не стал больше. Лето — есть лето.

«Парковская». В салон заходят две девушки в цветастых нарядах. 45-ый маршрут можно назвать студенческим: он проходит и до ОГАУ и до ОГПУ, и до многих, даже отдаленных, корпусов ОГУ.

— Мы учимся в Оренбургском художественном колледже, — рассказывает одна из вошедших студенток Елизавета. – По пути на учебу и домой читаем книги, подключаясь к интернету, правда Wi-Fi иногда не работает…

Один из пассажиров, Никита, работающий в сфере торговли, также подтвердил: сегодня подключиться к точке доступа не получается: 

— Если бы на всех маршрутах был интернет, все, наверное, проезжали бы мимо своих остановок, — посмеялся парень.

Заплатив за двоих 30 рублей, мы вышли на «Драмтеатре». Стоимость проезда осталась прежней.

Фото: Ольга Голенских

«Иногда работает»

По телефону IT-специалист из транспортной компании «ГорТранс» Тимур рассказал, что коммерческая составляющая не была первостепенна для компании:

— У нас ездит много студентов, поэтому, в первую очередь, бесплатный доступ к интернету создавался для удобства пассажиров. Сейчас в связи с этим среди них мы проводим конкурс. Необходимо послать СМС с правильным ответом на вопрос, который обновляется каждый день на сайте «ГорТранса», и зарабатывать баллы. Трое набравших их самое большое количество получат призы. Причем сообщение необходимо отправлять не на короткий, а на обычный номер, то есть его стоимость не будет превышать стоимость сообщения между абонентами этого оператора.

— А на другие маршруты планируется устанавливать устройства для выхода в интернет? – поверив в альтруизм компании, спросил я Тимура.

— Такие планы были, но последнее время руководство было обеспокоено переименованием сети. Поэтому сейчас сложно что-то точно говорить.

И на самом деле, новость о бесплатном доступе в интернет на 45-ом маршруте получила свою популярность после того, как кто-то переименовал точки доступа Wi-Fi в нецензурные выражения. Одни писали о том, что в этом виноваты водители, другие предполагали, что это дело рук хакеров.

Фото: Ольга Голенских

На обратном пути в том же 45-ом встретил старого знакомого, студента ОГУ, который учится на «аппаратке».

— Иногда работает, хотя я не часто пробовал подключаться. Сейчас вот не получается, — сказал он, в доказательство показав незагруженную страницу в браузере телефона. – А ты слышал, что сеть переименовывали? — с улыбкой спросил он меня и высказал своё предположение. — Это мог сделать кто-нибудь из фитовцев [студентов факультета информационных технологий ОГУ – прим. RIA56].

Эту ситуацию хорошо прокомментировала пользователь одного из оренбургских сайтов: мол, главное, чтобы Wi-Fi был, а как он называется, не имеет значения.