Один день из жизни водителя орской маршрутки

 

Хамят пассажирам, набивают салоны до отказа, курят за рулем, разговаривают по телефону – все это нередко можно услышать от орчан в адрес водителей маршруток. Я решила сама примерить на себя роль водителя маршрутной газели.

Один день из жизни водителя маршрутки

Подъем в 4 утра. Час на сборы, еще полчаса на путь до «отстоя» – станции Никель. Там меня уже ждали машина 16-го маршрута и водитель Михаил. Несмотря на ранний час, выглядел он вполне свежим, отдохнувшим.

– Я уже привык, – рассказывает Михаил, – много лет работаю на газелях. И подъем в такое время меня не пугает. Кстати, уже успел пройти медицинское освидетельствование. Стоит осмотр 25 рублей, платим из своего кармана. Если допуска к работе не будет – тогда выходной.

Стоим на конечной, по соседству с двумя такими же, как у Михаила, желтыми газелями. Одна из них трогается с места, через пять минут отъезжает вторая. Михаил смотрит на часы:

– Теперь наша очередь. Не обгонять своих – первое правило маршрутчика. Нам на круг в 30 километров дается час, и каждая машина в будни должна двигаться с интервалом в 2,5 минуты, в выходные интервал – 3,5 минуты.

Потихоньку выдвигаемся по маршруту. Пассажиров немного, в основном, заводчане. В салоне тишина, кажется, не все еще проснулись. Через пару остановок газелька набивается до отказа, но на остановке у завода пустеет – на Южуралмаше начало трудовой смены.

– Самый час пик у нас где-то с половины седьмого и до девяти. Народу всегда много, но, в основном, едут до предприятий, а потом затишье, – объясняет водитель.

И действительно, до 240 квартала едем почти пустые, но недолго: когда, возвращаясь, направляемся к центру, маршрутку вновь заполняют пассажиры.

– Это, в основном, те, кто работает на рынках и в магазинах, – поясняет Михаил. После «Авангарда» машина вновь пустеет.

– А сколько часов в день вы работаете? – интересуюсь у водителя.

– Не больше восьми часов. Администрация регулирует, больше нам работать нельзя. Но знаю, что есть такие, кто и дольше на маршруте, стараются побольше заработать.

– План есть?

– Он у всех разный. От тысячи и до двух с половиной. Все остальное – тебе. Только у нас не принято об этом рассказывать.

Сделав еще пару кругов по маршруту, едем на «отстой». Выйдя из газели, испытываю дискомфорт. Пронизывающий ветер, так и хочется обратно в водительскую кабину.

– Идемте, – предлагает водитель, и мы направляемся в старый киоск с надписью «Мороженое». Внутри – стол и пара стульев.

– Сейчас наша «кормилица» придет, – говорит водитель.

Не прошло и пяти минут, как в помещение вошла женщина с большой сумкой, и ее окружили водители. Три раза в день к шоферам приходят женщины, которые готовят им домашнюю еду. В этот раз на обед – картошка-пюре с котлетами, беляши, чебуреки, гречневая каша с мясом и чай. Выбирай, что хочется. Цены вполне приемлемые: полноценный обед да еще с пирожком – около ста рублей. После обеда, выкурив сигаретку, Михаил вновь садится за баранку.

– Я курильщик с большим стажем, но в машине курить нельзя.

Через считанные минуты в газель заходят первые пассажиры, еще через пару метров у ДК металлургов нам машет рукой женщина.

– А можно вне остановок тормозить? – удивляюсь я.

Оказывается, «не только можно, но и нужно». «Полуостановками», если нет запрещающих знаков, пренебрегать не стоит.

Маршруты делятся на «богатые», средней рентабельности и низкой. Свой путь Михаил причисляет к последней категории.

– По сравнению с другими у нас мало выходит. Много дублирующих маршрутов, где пассажиров перехватывают, – жалуется он. – А может, и не перехватывают, но когда человек садится в другую машину, ощущение, будто его у тебя из-под носа увели.

К прибыльным шофёр относит маршруты 16А, 37. А есть остановки, богатые на пассажиров, – это «Тбилисская», «Комсомольская», «Авангард». Есть, напротив, места водительских разочарований.

– Вечером подъезжаешь к ДК нефтехимиков – много народа. Думаешь: ну, сейчас все поедут. А в итоге – ни одного!

В правилах маршрутчиков – не отчаиваться, а надеяться на ездоков «на короткие дистанции». Таких, понятное дело, больше зимой.

– Когда холодно, народ не особо выбирает вид транспорта, лишь бы быстрей доехать, – рассуждает шофёр и снова прибавляет ходу, указывая на дорогу. – Вот смотрите: 16А обгоняет! Сейчас увезёт наших пассажиров!

– А весной пассажиры, – продолжает он, – встречаются привередливые. Есть такие, которые только на первом сиденьи ехать хотят. Но я к себе в кабину никого не впускаю. Сядут и начинают шнурки завязывать, загораживая зеркало заднего вида. Или по телефону без умолку разговаривают, так что я пассажиров не слышу. Летом на передние сиденья девушки в коротких юбках лезут. Сядут, ноги расставят, а я смотри, как скорости переключаю, – демонстрирует мне движение вправо-влево. – Думают, мне приятно? Мне есть кого трогать. Поэтому и закрываю передние двери, мне дешевле 30 рублей упустить, чем штраф потом платить или нервы трепать.

Тем временем подъезжаем к Комсомольской площади.

– Здесь остановите! – к выходу идет женщина, протягивает пятитысячную купюру. – Сдача будет?

– Я что, на Рокфеллера похож? Идите уже! – хмурится Михаил. – Таких немало, кому удается на халяву проехать. Через несколько остановок желает выйти молодой человек. Расплачивается 100-рублевой купюрой.

– Мелочь есть?

– Нет, – пожимает плечами парнишка.

– Сейчас будет, – отвечает Михаил, отсчитывая сдачу пятирублевыми монетами.

– Бывает,что пассажиры жалуются на водителя?

– На меня, слава богу, не было. Как-то женщина написала жалобу на водителей, указав, что три маршрутки подряд перед ней не остановились. Потом выяснилось: стояла она прямо под светофором. У нас проводятся инструктажи по безопасности движения, бывают выговоры, другие взыскания. Допустим, пожалуется на водителя пассажир за хамство – у нас проведут разъяснительную работу. Но если такая ситуация повторяется, то с таким работником приходится распрощаться. Но, с другой стороны, пускай те, кто жалуется, попробуют хотя бы полдня поездить с водителем по маршруту, – говорит Михаил. – У водителей терпение тоже не бесконечное… Зарабатываем мы совсем немного, и у нас семьи, дети, которых накормить, одеть нужно.

Все участники движения – и пассажиры, и водители, сделала я вывод для себя, хотят ездить быстро и безопасно. Но нередко этому желанию сами же и препятствуют: кто-то чересчур спешит, кому-то не хватает элементарного воспитания… В результате в проигрыше все. Поэтому и пассажиры, и водители должны, прежде всего, уважать друг друга, тогда и возникающие проблемы будет решать проще.