Старшина Сычев: Одному лишь богу известно, как мы выдержали это

С 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года продолжалась Сталинградская битва. И только участники этого сражения могут рассказать о том, как они выжили, смогли победить фашистов и переломить их веру в превосходство над русским солдатом.

Воспоминания о тех днях сохранила Галина Ильина из Новосергиевки, которые в своё время записал её отец, гвардии старшина Сычёв  Он был призван в армию в мае 1941 года. Валентин Афанасьевич оборонял Сталинград, участвовал в знаменитом Прохоровском сражении, освобождал Полтаву, Кировоград, воевал в Польше. Был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За Отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», медалью Г. К. Жукова.

«…После разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой гитлеровское командование попыталось взять реванш за своё поражение, двинуло войска, сопровождаемые огромным количеством танков, самолётов, орудий и миномётов, к Сталинграду. Летом развернулось грандиозное сражение. Враг наступал. Его превосходству мы смогли противопоставить высокую организованность, сплочённость и неописуемый героизм. Командиры и политработники каждый день воодушевляли нас и на личном примере показывали смелость, выносливость.

В летнее время стояла изнурительная жара, пыль, дым. Не было воды, все питались лишь сухарями, но и тех было недостаточно. Наступали осенние месяцы, начались морозы. Помню, 11 ноября враг пошёл в наступление. Наш полк поднялся навстречу с криком «Ура». Испугавшись русского штыка, враг не выдержал и побежал. В этой схватке мы продвинулись вглубь на 11 км и закрепились. В том бою я был ранен и месяц провёл в госпитале. А затем вновь вернулся в свою дивизию, в полк, где был зачислен в роту автоматчиков. В это время гитлеровцы перешли в оборону. Кольцо составляло 60 км в ширину и 300 км в длину, там находились 22 отборные дивизии СС. Бои не прекращались ни днём, ни ночью. Доходило до того, что от полка оставалось 10-15 человек. Артиллерию в те дни стали называть богом войны.

В декабрьские морозы температура опустилась до 35-40 градусов. Русские солдаты были одеты хорошо: полушубки, валенки, ватные штаны и маскхалаты, но мороз брал своё. Обогреться было негде. Еду получали рано утром и поздно вечером. Хлеб становился на морозе каменным, его приходилось рубить топором, а кусочки прятали за пазуху. Когда он начинал оттаивать, его постепенно обсасывали и заново отогревали.

Помню, был ещё один случай. Нашей роте автоматчиков необходимо было взять высоту, откуда отлично просматривался Сталинградский тракторный завод. К вечеру, вооружившись патронами, гранатами, мы начали бой. Он длился всю ночь. К утру на поле осталось много убитых: и фашистов, и наших солдат, но высоту мы взяли и цену заплатили очень высокую. После этого было небольшое затишье.

Большая поддержка для нас была из тыла: письма, посылки. Их приносили прямо в окопы. Посылки распечатывали и делили на всех. В некоторых были сдобные сухари, носки, перчатки, табак. Это ещё больше поднимало наш дух: «Ну что, братцы, закурим?! И руки заодно погреем».

Кольцо постепенно сжималось. Каждую ночь двигали пушки, миномёты, пулемёты на 20-30 метров вперёд. В это же время ночами копали окопы. Сталинградская земля была настолько твёрдой, что у каждого бойца сочились кровяные мозоли, болели руки. Но если за ночь этого не сделаешь, то на утро станешь мишенью для врага. Причём когда копаешь окоп или траншею, то в этот момент ещё и греешься. Так продолжалось до тех пор, пока мы не дошли до стен завода.

Начались уличные бои. В одном здании наши бойцы, в другом – фашисты. Перед штурмом завода нам необходимо было занять один рубеж. Команда – и мы бежим к зданию, но фашисты открыли огонь, и я ползком укрылся за деревянную бочку да так и лежал до обеда. А на дворе зима. Ноги стали замерзать. Чуть шевельнусь – по мне огонь, и я прекращаю действия. А потом выбрал такой момент – и кошачьим прыжком к своим. К этому времени командование дало приказ начать штурм. После этой операции 31 января многие капитулировали, и только на тракторном заводе шло сопротивление. На утро 2 февраля 1943 года планировалась атака после мощного огневого налёта, но в 9 утра фашисты выставили белые флаги.

Только теперь мы поняли, насколько устали, осунулись, исхудали. Одному лишь богу известно, как мы выдержали это. А ведь выдержали и не сломились!».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

В Оренбуржье памятный день отметят 40 участников Сталинградской битвы

В центре Оренбурга исполнят «Случайный вальс»